Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


Остальные материалы с XIII Рождественских чтений можно посмотреть здесь.

Фотографии с XIII Рождественских чтений можно посмотреть здесь.

XIII Международные Рождественские общеобразовательные чтения в Москве (23-29 января 2005 г.).

Секция "Взаимодействие семьи и учреждений дошкольного образования" (25 января).

Секция "Взаимодействие семьи и учреждений дошкольного образования" проходила в театре "Школа драматического искусства" 25 января 2005 г. Все участники секции благодарят руководителя, Анатолия Васильева и помощника режиссера Розанову Евгению Тихоновну за прекрасные условия для плодотворной работы секции, а также священника Димитрия Разинского и благочинного Ступинского района священника Олега Оводкова. Радует, что растет интерес к проблемам дошкольного воспитания и других священнослужителей, принявших участие в заседании.

В работе секции приняло участие более 130 человек их разных регионов России, коллеги из Украины, Белоруссии и Литвы. Выступило около 20 человек.

Основной спектр обсуждавшихся вопросов был посвящен проблемам взаимодействия семьи, дошкольных учреждений и церкви, поиску современных гибких форм привлечения семьи к воспитанию детей на ценностях православия. Подчеркивалась исключительная значимость для процесса воспитания дошкольного детства и необходимость объединения усилий Церкви и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

На заседании секции были представлены разработанные и адаптированные программы и пособия, составляющие содержание разных форм работы с детьми и семьей. Заслуживают внимания и распространения программы "Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка" (Н.А. Гитильсон, Санкт-Петербург), Программа "Лад" (А.А. Кряко из московского семейного клуба "Рождество"), "Мамина школа" (разработка Л.П. Гладких) "Семейная гостиная" (разработка О.М. Потаповской), "Воспитание сказкой" (разработка Л.П. Гладких, И.П. Макеевой, М.Д. Чуриковой). Порадовало, что программа "Воспитание сказкой" находит применение в практике работы с детьми дошкольного возраста. Педагог-психолог Московского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Ирина Петровна Макеева представила научно обоснованный опыт использования сказки как средства личностного развития ребенка в семье и в детском саду.

После проведения 30 занятий родители и педагоги отметили у всех детей развитие навыков произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия, агрессивность исчезла у всех детей. У 70 % детей достигается динамика в формировании социальных умений и навыков поведения: отзывчивость, общительность, дружелюбие, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

Участники секции единодушно восприняли основные принципы для разработки программ и пособий по взаимодействию с семьей:

  • традиционный и всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального воспитания детей;
  • принцип системности;
  • интерактивности;
  • культуросообразности;
  • принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентации, свойственных отечественному образу жизни;
  • принцип социо-культурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьей.

Эти принципы участники считают основополагающими в создании развивающейся динамичной системы "ребенок-воспитатель-родитель", различные характеристики которой могут варьироваться в зависимости от особенностей семьи, образовательного учреждения, детского сада, региона, социального заказа.

Секция продолжила традицию прошлогодних заседаний, рассматривая духовно-нравственное воспитание в детском саду как основу возрождения отечественно культуры. В этом направлении своим опытом поделились специалисты из Санкт-Петербурга: советник Методического центра муниципального образования Пушкин-Павловск Лидия Ивановна Евстратова и заведующая детским садом Нинель Тимофеевна Бурень. Видеоматериалами было подкреплено выступление методиста из Челябинска Галины Григорьевны Феоктистовой. Был представлен многолетний региональный опыт работы г. Калининграда Еленой Юрьевной Афанасьевой - начальником отдела духовно-нравственного воспитания Управления образования г. Калининграда. Мы имели возможность проследить динамику охвата детских учреждений города духовно-нравственным воспитанием, становление системы преемственности детского сада с педагогическими институтами, организацию подготовки и повышения квалификации педагогических кадров центром, который оказывает и методическую помощь практическим работникам.

Работа секции показала возрастающую роль научно-методического обоснования использования богатейшего педагогического потенциала отечественной православной педагогики, что было раскрыто в докладах Л.П. Гладких "Отечественная педагогическая культура как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей и О.М. Потаповской "Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы организации".

Традиционно на высоком профессиональном уровне и в атмосфере живого интереса прошли педагогические мастерские, посвященные организации и проведению Дня рождения и Дня Ангела в семье и дошкольном учреждении, а также игровой тренинг для родителей и педагогов. Актуальность второй мастерской дополнительно обусловлена тем, что игра вытесняется из детской жизни и утрачивает значение ведущей деятельности ребенка-дошкольника.

Участники выразили тревогу и озабоченность по поводу массового внедрения в условиях рыночной экономики антипедагогических игр и игрушек, негативно влияющих на сознание и душу ребенка, в том числе, некоторых программ, используемых в детских садах.

Участниками высказаны пожелания поднять на следующих заседаниях секции проблему подготовки педагогов по духовно-нравственного воспитанию в детских саду и обсудить пути решения.

С целью решения этой проблемы на сегодня участники секции считают необходимым рекомендовать при заключении соглашений между епархиями и департаментами образования на местах включение пункта об открытия в средних высших педагогических учебных заведениях факультативов и специализаций по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Процесс подготовки специалистов образования сопровождающих духовно-нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, является направлением не только самым актуальным в образовании, но и требующим серьезной государственной поддержки.

Участники секции поддерживают предложения, которые прозвучали в выступлениях священников Игоря Киреева и Алексия Сысоева по вопросам воспитания и образования.

Ведущий референт Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, куратор секции "Православное дошкольное воспитание" Алла Сергеевна Алексеева.