Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


Остальные материалы с XIII Рождественских чтений можно посмотреть здесь.

Фотографии с XIII Рождественских чтений можно посмотреть здесь.

XIII Международные Рождественские общеобразовательные чтения в Москве (23-29 января 2005 г.).

Секция "Православие и молодежная субкультура" (28 января).

Молодежная субкультура стала предметом активной дискуссии священнослужителей.

Молодежная субкультура стала предметом активной дискуссии священнослужителей.

"Выступая перед ареопагом в Афинах, апостол Павел цитировал "хиты" своего времени, приводил примеры из культуры, значимые для греков", - сказал сотрудник Отдела по делам молодежи Московского Патриархата диакон Михаил Першин, выступая с докладом "Миссия в пространстве культуры" на заседании секции "Православие и молодежная субкультура", которое прошло в рамках XIII Международных Рождественских образовательных чтений 28 января в храме во имя святой мученицы Татианы при МГУ.

Напомнив, что "Дух дышит, где хочет", докладчик призвал современных апологетов и миссионеров находить доброкачественные "зерна" в современной культуре, переосмыслять их и использовать в проповеди, как это сделал апостол Павел в Афинах.

"Иконы ведь тоже не всегда были в Церкви, однако христианство нашло возможность выразить истину о воплотившемся Боге средствами живописи", - отметил диакон Михаил Першин. Он подчеркнул, что наряду с теми элементами, которые не могут быть приняты ни при каких обстоятельствах, в культуре есть символы, значимые для язычников, которые можно использовать в проповеди. "Отрицание культуры никогда не было свойственно христианству, потому что христианство не боится раствориться в культуре, оно осознает свою мощь", - продолжил докладчик.

Что же касается русской рок-музыки, которая широко обсуждалась на заседании секции, то отец Михаил сравнил ее со "скорой помощью". "Наша задача - сертифицировать врачей этой "скорой помощи", - отметил он. - Я не призываю всех православных слушать русский рок, но для миссионеров очень важно находить зерна и изучать язык молодой субкультуры". По мнению докладчика, рок в лучших своих песнях говорит вещи, о которых общество молчит. "Рок может быть мостом, связующим молодежь и Церковь", - завершил свое выступление отец Михаил Першин.

"Все, что "плохо лежит", надо приватизировать, обратить в пользу Церкви", - такова, по мнению диакона Андрея Кураева, основная задача "агрессивного миссионерства". Об этом известный богослов и публицист заявил в своем докладе на заседании секции "Православие и молодежная субкультура", которое прошло в рамках XIII Международных Рождественских образовательных чтений 28 января в храме во имя святой мученицы Татианы при МГУ.

Андрей Кураев считает, что один из самых ярких примеров - день святого Валентина, западная традиция празднования которого стремительно распространяется по России. Этот праздник, по мнению докладчика, "плохо лежит", и Церковь должна постараться извлечь из этого миссионерскую пользу. Валентин Итерамский - это православный святой, напомнил докладчик, и 14 февраля (хотя Русская Православная Церковь совершает его память совсем в другой день) тоже можно было бы служить молебен святому Валентину о умножении любви, разъясняя россиянам истинный смысл христианской любви и почитания святых.

Он убежден, что миссионерская работа должна быть разнонаправленной. Отец Андрей, работающий преимущественно со студентами, подчеркнул, что кто-то должен проповедовать среди губернаторов, банкиров, бизнесменов - "Это круг ответственности архиереев", - сказал он.

Отец Андрей Кураев отметил, что каждый человек живет в нескольких мирах - Церкви, науки, спорта. В этих мирах у него есть разные авторитеты: "Для кого-то в спорте авторитетом является Владислав Третьяк, в науке - профессор университета, в богословии - отец Артемий Владимиров". Докладчик призвал в миссионерской работе использовать обращение к тем авторитетам, которые весомы для данной социальной микросреды, и привел в пример священника Олега Стеняева, ведущего долгую, кропотливую работу с лидерами сектантских групп. "За лидером идет много людей, и мы можем наблюдать это торжество Православия в храме на Ордынке (где служит протоиерей Олег), когда сотни людей приходят в Церковь", - добавил диакон.

Обратившись к традиции русского рока, докладчик охарактеризовал ее как "традицию пробуждения, традицию уколов совести", которую можно и нужно использовать в проповеди Православия. "Любая школа мысли, которая учит людей думать, будь то квантовая механика или сопромат, хороша в мире "промывания мозгов" и манипулирования сознанием", - отметил профессор богословия. Он также рассказал о своей недавней беседе с управляющим делами Московского Патриархата митрополитом Климентом (Капалиным), в ходе которой иерарх напомнил о решении последнего Архиерейского собора Русской Православной Церкви активно использовать формы молодежной субкультуры в проповеди Православия.

Выступавший вслед за диаконом Андреем Кураевым профессор Михаил Михаилович Дунаев выразил принципиальное несогласие с его позицией и привел цитату из письма известного Псково-Печерского духовника архимандрита Иоанна Крестьянкина, который считал, что "пришедшие ко престолу от рок-музыки служить во спасение не могут".

"Приватизировать то, что плохо лежит - очень рискованно", - считает Михаил Дунаев. По его мнению, существует триада "рок - секс - наркотики" как совокупность взаимно связанных пороков. Профессор отметил, что когда рок-музыка вливается в человека, то его эстетический рост останавливается и человек деградирует. "Я очень хотел бы ошибиться, но мне кажется, что через несколько лет у наших молодых священников будет звучать рок-"Херувимская"", - выразил опасение Михаил Дунаев, - "в то время как традиционная русская культура для многих - это просто "отстой"". Отметив, что нынче в области культуры "предложение рождает спрос", докладчик назвал "преступлением перед национальной культурой" снижение эстетического уровня и формирование дурного вкуса у молодого поколения.

"Обновленческая" попытка II Ватиканского Собора вновь привлечь людей в храмы путем "опускания" культуры "абсолютно провалилась", поэтому православным не стоит наступать на те же грабли, на которые наступила Католическая Церковь 40 лет назад. С таким предостережением выступил настоятель храма во имя святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов.

Он отметил, что те люди, ради которых было произведено обновление и упрощение литургии, допущение в храмы национальных языков, "бубнов и тамтамов", в Церковь все равно массово не пришли, а традиционно настроенные католики также покинули Церковь, не принимая литургической реформы и прочих нововведений II Ватиканского Собора.

Охарактеризовав себя как "священника-традиционалиста", протоиерей Максим поделился своими впечатлениями о допустимых и недопустимых методах проповеди в молодежной среде. Последовав рекомендации отца Сергия Булгакова "проверить свое мнение Преданием Церковным", настоятель храма во имя святой Татианы напомнил, что апостол Павел не использовал театра для проповеди христианства, святитель Иоанн Златоуст также не рекомендовал православным увлекаться театром, а святитель. Тихон Задонский говорил о невозможности для христиан участвовать в праздновании дня Ярилы.

Докладчик поставил под сомнение возможность воцерковления всякой культуры, особенно субкультуры, напомнив, что субкультура - это то, что находится "ниже культуры". "Я не думаю, что мы слишком оптимистично должны подходить к воцерковлению нашего общества, - продолжил протоиерей Максим Козлов. - Давайте не смешивать и не соединять несоединимых понятий!"

Настоятель университетского храма выразил принципиальное несогласие с возможностью участия священников в концертах рок-музыки. "Скоро дело дойдет до массового участия клириков в рок-концертах, и тот, кто это начал, будет нести ответственность", - сказал протоиерей Максим, обращаясь к присутствовавшему на заседании диакону Андрей Кураеву, выступления которого предваряли несколько концертов Константина Кинчева и других музыкантов. В качестве альтернатив рок-культуре священник привел церковное воспитание молодежи. "Если детей с малых лет приучать к церковному пению и классической музыке, то у них вырабатывается стойкий иммунитет к сегодняшней рок- и поп-музыке", - такое убеждение выразил протоиерей Максим в конце своего выступления.

"Сегодня многие хотят загнать Церковь в гетто, в резервацию, однако, как известно, гетто кончается крематорием", - заявил известный православный миссионер священник Олег Стеняев во время своего выступления.

Он выступил с решительным протестом против политики закрытости внутри церковной ограды. "Нам есть с чем идти к людям, и Патриарх Алексий неоднократно призывал выходить в мир, за пределы храма", - сказал протоиерей Олег. Он считает, что сегодня всего лишь "один процент населения нашей страны что-то понимает в христианстве". Приводя пример из Библии про доброго пастыря, который ради одной заблудшей овцы оставляет девяносто девять и идет ее спасать, священник подчеркнул, что в современной России "заблудилась не одна овца, а девяносто девять, сейчас речь идет не о заблудшей овце, а о заблудшей нации".

Попытки остановить христианскую миссию основаны на непонимании библейских заповедей, отметил протоиерей Олег. "Мы должны идти в тюрьмы, к наркоманам, к нуждающимся без страха, ведь Христа тоже обвиняли в том, что он ест и пьет с мытарями и грешниками, - добавил священник. - Христос хорошо относился к сектантам: обратите внимание на его общение с самарянами, а ведь самаряне в те времена были классической сектой с альтернативным священством, святилищем, со своим Пятикнижием".

По мнению докладчика, притчу о добром самарянине из Евангелия можно перевести на язык современности как "притчу о добром свидетеле Иеговы": "Православный священник, спеша на требы, пробежал мимо страдающего, и левит не остановился, спеша по своим делам, а вот свидетель Иеговы нашел время, чтобы помочь, перевязать раны, устроить в гостиницу".

Современную миссиологию протоиерей Олег охарактеризовал как "тоталитарную", поскольку к сектантам она относится еще хуже, чем коммунисты к диссидентам. Напомнив, что Сын Человеческий пришел не губить, но спасать, причем спасать всех, а не избранных, докладчик привел в заключение своего выступления слова преподобного аввы Макария: "Худое слово делает добрых людей худыми, равно как и доброе слово делает худых людей добрыми". В развернувшейся во время заседания дискуссии об использовании в православной проповеди среди молодежи рок-музыки протоиерей Олег решительно поддержал позицию диакона Андрея Кураева о возможности и необходимости миссионерства на рок-концертах.

В целом, несмотря на бурную дискуссию и высказанные диаметрально противоположные мнения, встреча прошла в дружеской атмосфере (как заметил о. Максим Козлов, "никто никого даже не назвал хамом".