Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Лев
26 Декабря 2009

Вопрос:
Здравствуйте батюшка! Просьба прояснить ситуацию с 14000 убиенными младенцами в Вифлееме. Когда, откуда и кем установлена именно эта явно завышенная цифра (численность жителей Вифлеема в наши дни 130000 чел.), что отмечает в частности Лопухин в толковании Евангелия от Матфея. И почему эта цифра до сих пор не изменина?Спаси Господи.

отец Димитрий
28 Декабря 2009

Ответ:
Дорогой Лев! Действительно, цифра 14000 может вызвать смущение. И не потому, что в наши дни в Вифлееме всего 13000 человек: ведь мы знаем немало городов, которые некогда были многочисленны, а сейчас стали захолустьем. А потому, что эта цифра и без ссылки на современное состояние Вифлеема не отражает той численности младенцев, которая была на тот момент. И тогда - да, логичный вопрос: "почему эта цифра до сих пор не изменена?" - Да потому что к этой цифре можно относиться двояко. Если относиться с точки зрения переписи населения, то, конечно, она не верна. Однако церковное отношение к цифрам часто было не просто и даже не столько "численное", а имеющее духовный, духовно-символический смысл. Попробую объяснить эта на данном конкретном примере. Когда правитель-тиран, беспокоясь о своей "короне", решил жестко убить ВСЕХ Вифлеемских младенцев, чтобы обезопасить свою власть. Их количество было неизвестно, потому что пострадавшим было не до того, чтобы считать, а убийцам считать было не зачем. Так что численно мы не можем сказать, ВСЕ младенцы (или МНОГО младенцев) - сколько это. Однако в древности кроме буквального прочтения могло быть и символическое. Так, 10000 по-гречески называлось "мириа", и оно, как и производное от этого слова "мириада", обозначало нечто огромное, которое не поддается счету. "Тысяча" же также могла обозначать не только количество чего-либо или кого-либо буквально равное 1000, но и нечто очень большое - "много", "очень много". Вот в данном случае тысяча и имеет такой смысл: не буквально столько-то тысяч, а очень много - так много, что страшно сказать. Подобным образом трактуется выражение "тысяча тысяч": это не миллион, а "очень-очень-очень много", аналогично выражению "тьма тьмущая". Ну причем тут 14 - 14 тысяч? - может быть следующий вопрос. Опять необходимо читать не с точки зрения переписчика населения, а с точки зрения знающего и понимающего древнюю символику. Опять вспомним библейский текст. Как в Евангелии описывается эта трагедия детоубийства, какой приводится ветхозаветный текст? - "глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Мф. 2:18, отсылка к Иер. 31:15). Кто такая Рахиль? - Любимая жена патриарха Иакова и мать ДВУХ сыновей - патриархов Иосифа и Вениамина. Однако Библия называет Рахиль и матерью детей Иосифа и Вениамина. А сколько их было? - Читаем: "Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ" (Быт. 46:22). Вот эти 14 и отражены в указанном количестве Вифлеевских младенцев. Итак, цифра 14 тысяч убитых Вифлеемских младенцев, которая возникла уже в Византии, - это не 14000 "штук", а "очень много", "ужасно много", причем не просто "очень много", "ужасно большое число", а ВСЕ дети Рахили, т.е. эта цифра призывает горевать не только один Вифлеем, но и весь Израиль - весь верный народ Божий... В наш век "кибернетики и информатики" мы часто очень дотошны в "цифирях", слишком увлекаемся математической точностью и забываем, что в древности было инаковое мышление, предпологающее совсем другое отношение к цифрам, что математика была не наукой в нашем понимании, а относилась к философско-религиозной сфере. Не учитывая этого, можно часто часто приходить в недоумение, сталкиваясь с теми или иными цифрами "глубины далекой", причем это касается не только Библии или христианства. Благодарю за интересный вопрос, помоги Господь в познании библейской истории.