Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Андрей Соколов
16 Марта 2010

Вопрос:
Дорогой отец Димитрий! 1. Дочитываю книгу отца Даниила Сысоева "Инструкция для бессмертных или что делать если вы все-таки умерли" (http://slovo.siteedit.su/page12). Думаю, как полезна эта книга, она заставляет всерьёз думать о смерти, о подготовке к ней. При этом читаю и как бы автоматически некоторые мысли определяю в папку "Не обязательные для того, чтобы ими руководствоваться". Сейчас стал читать отзывы об этой книге. Многие отмечают то, что в ней много тезисов без ссылок на святых отцов. В иных рецензиях прямо пишут про "отсебятину" и "фольклор". При этом автор пишет иной раз довольно категорично "...в ад, без оговорок". 2. Кстати, вместе с просьбой прокомментировать эту книгу, если Вы ознакомлены с ней, я хочу попросить Вас рассказать про учение о мытарствах. Если я правильно понимаю, оно основано на рассказе блаженной Феодоры. Отец Андрей Кураев, кстати, если не ошибаюсь, суть рассказа ставил под сомнение, в частности, за то, что в нём нет Христа, а весь суд творят бесы. Насколько я понимаю, частный суд совершает Христос, на 40-ой день. Но ведь и на учении об особых днях, как я понял, Церковь "не настаивает"? Может быть, это путаница исключительно у меня в голове?.. Тема для меня интересная, но я постепенно прихожу к выводу, что не надо пытаться узнать все подробности и детали момента смерти и дальнейшего пути души. Ну, конечно, это естественное желание. И некоторые книги его удовлетворяют. Только вот с источниками действительно проблема... Стоит ли восполнять пробел в знаниях о человеке, духовном мире, о Боге, наконец, за счёт своих фантазий и предположений. 3. Или я несправедлив? Может быть, Вы порекомендуете что-то почитать на тему смерти? Хотя, по идее, в принципе не может быть много абсолютно достоверных источников. Разве что домысливания, размышления на основе некоторых мест Священного Писания, где об этом говорится. 4. Спешу здесь же задать и такой вопрос: сейчас читаю книгу "Размышления об ангеле хранителе на каждый день" (http://prav-molitva.narod.ru/books/angel.htm). Знаете, я молился своему ангелу хранителю, чтобы он помог мне найти какую-нибудь книгу о нём, об ангеле хранителе. Чтобы я наконец не в общих чертах знал о нём, а более подробно, чтобы молился ему и почитал его должным образом. Также молюсь и Богородице, потому что чувствую себя ущербным от того, что не чту её сердечно так, как подобает христианину любить и почитать Божию Матерь. И вот книгу об ангеле хранителе я нашёл. Читаю её и... не верится. Я очень грубо сформулировал, конечно. Я верю, радуюсь, что теперь знаю больше о своём ангеле хранителе, да и книга-то очень хорошо составлена, очень полезна в принципе, как мне кажется. А почему "не верится"? Ну, неужели возможно, чтобы ТАК ХОРОШО всё было? Чтобы у меня был мой ЛУЧШИЙ ДРУГ - ангел хранитель, который так любит меня и так заботится обо мне. А я раньше ему и не молился почти, уж точно, не сердечно. И даже канон перед причастием читал с каким-то, путь и невыраженным, глубоко сидящим в душе сомнением. Наверное, я просто не обрёл настоящую веру?.. Я себя чувствую в такие моменты восторженным ребёнком, которому не верится: неужели взаправду?!. Так это если для меня сказочно хорошим кажется существование ангела хранителя, то Истина, Бог, Христос, Его Любовь... Может быть, я умом понимаю, но мало верю или не могу до конца осознать… По сути, кроме конкретных книг, вопрос мой об источниках и их достоверности. Может быть, я не прав в своём подходе, может быть, опять же, надо подключить сердце и усмирить ум, требующий каких-то доказательств. Он ведь никогда не успокоиться и на чём не остановится, если эти все мысли от лукавого? Опять я перемудрил?.. Буду очень благодарен Вам, если поможете разобраться! P.S. Есть ли новости насчёт закрытия храма?..

отец Димитрий
27 Марта 2010

Ответ:
Дорогой Андрей! 1. О книге о. Даниила Сысоева "Инструкция для бессмертных или что делать если вы все-таки умерли" действительно существуют разные мнения, и вопрос о ней, кажется, уже задавался. Я сам с ней знаком довольно поверхностно, поэтому особо что не могу о ней сказать. Кому-то она, видимо, полезна, а кого-то она и смутила - именно вот этой резкостью, категоричностью и "забвением" Святых Отцов. Лично меня подобные книги не вдохновляют, но не стОит забывать, что она скорее миссионерской направленности, а в миссионерстве - своя специфика. Если я правильно понимаю, книга о.Даниила скорее не для уже воцерковленных, а для стоящих вне Церкви или для только приглядывающихся к ней, пытающихся войти. Возможно, кого-то из подобных она встрепенет, заставит задуматься. Кажется, она намеренно написана "провокаторски": она провоцирует на полемику. В миссионерском плане это может быть понятно, хотя... с этим надо быть осторожным, чтобы не переувлечься, а то может оказаться минусов больше, нежели плюсов. 2. "на учении об особых днях Церковь не настаивает", более того, популярные у нас сейчас объяснения 3-го, 9-го, 40-го дней появились где-то в средние века, а до этого они просто символически связывались с воскресшим Христом - и не более того. И о мытарствах в церковной среде также активно заговорили (в положительном смысле) тоже в позднее время, а в пору раннего христианства о мытарствах говорили, если мне не изменяет память, гностики. Разумеется, это еще не категоричное основания для того, чтобы отвергать (в конце концов, например, праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы письменно засвидетельствован в одном из апокрифических евангелий), однако ХОТЯ БЫ относиться с осторожностью, с рассуждением, насколько это соласуется с церковным учением, - да, стОит. Действительно, тема интересная, но я также думаю, что... да, в конце концов, что это должно менять? - ведь не из-за страха мы должны стараться быть человеками в полном смысле этого слова, а по любви к Богу. А так - так нередко отношение, больше похожее на "православный триллер", "ужастик"... но дает ли это любовь?.. 3. Я бы если советовал, то советовал путь, который предлагал Силуан Афонский (да и не только он): стяжешь Духа Святого - и все поймешь, а домысливать, хоть и на основе Священного Писания, - вещь увлекательная, но может оказаться духовно неполезной. Можно, конечно, сказать: ну, так то старец Силуан, батюшка Серафим.., а тут мы, грешные. Ну вот как стяжаем или не стяжаем Святого Духа - так и получаем... 4. Здесь я могу сказать только одно: я рад за тебя, рад за то, что ты нашел духовного друга. Главное, чтобы все-таки поверить и не потерять. Будь бережен и ответственен пред ним и за него. на P.S. Молитвенным стоянием пока держимся, хотя администрация (ну не случайно ли - в предверии Страстных событий?..) всеми силами старается что-нибудь найти, "накопать". На меня обещали пожаловаться в прокуратуру, и милиция вдруг зачастила (никогда за 10 лет такого не было)... Бог всем Судья.