Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Илья
24 Марта 2010

Вопрос:
Здравствуйте,отче!Я вам уже задавал вопрос о хуле на Духа Святого и говорил о противоречивых мнениях Святых Отцов из книги иеромонаха Арсения Писарева "Грех непрощаемый. О грехе хулы на Духа Святого".Привожу здесь цитаты из книги: Святитель Афанасий Великий:"Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи." Святитель Иоанн Златоуст:"хула на Духа не отпустится и кающимся....грех против Духа Святаго преимущественно непростителен" Вообще самая распростроненная точка зрения,эта та,что Вы озвучили,что в этом грехе не может возникнуть покаяния,а без покаяния не может быть и Спасение.Но получается,что если какой-нибудь человек кощунствует и хулит Бога из-за уныния или отчаяния или каких-то других проблем и кается потом за это,то это ему прощается?

отец Димитрий
26 Марта 2010

Ответ:
Добрый день, Илья! Еще раз напоминаю, что в таких серьезных вещах необходим контекст. Изречения свт. Иоанна Златоуста часто взяты из его проповедей, а проповедь - достаточно специфический жанр. Кроме того, важно и то, что подразумевается под словом "покаяние": ведь нередко между "покаянием" и "исповедью" ставят знак тождества. Однако это не всегда верно. Можно сказать "я поисповедовался" - и это будет равнозначно "я покаялся", а можно сказать "я поисповедался" - и это будет означать "я сходил на исповедь", но само покаяние - как перемена жизни, как освобождение от греха, - оно может и не произойти. Об этом также необходимо помнить. Как часто бывает, что советуешь человеку покаяться, а он понимает под этим просто "сходить на исповедь и рассказать о своих грехах". И я сталкивался с тем, что человек приходил на исповедь, пытался каяться в кощунстве, которое когда-то было, говорил вроде бы искренне, но - но чего-то да не хватало: не выдерживал он ту "планку", опускание ниже которой ставило его покаяние под большой вопрос. Как часто люди хотят избавиться от греха не потому, что любят Бога, а потому что бояться наказания за грех. Поэтому такие после исповеди могут скатиться если не на прежний свой уровень, то близко к нему (а то и еще ниже). Вот так и с хулой на Духа Святого. Попытаюсь предложить еще и такое объяснение в данном контексте. Если человек кается в хуле на Бога от любви к Нему, то такое "достодолжное покаяние" смывает с него грех. А если пытается покаяться от того, что просто боиться наказания за страшный грех хулы на Духа Святого, то "не отпустится и кающимся" - таким, потому что каятся не от того, от чего дОлжно. И, думается, не важно, от уныния, от отчаяния ли или еще от чего человек кощунствовал. Важно, каков он сейчас и от чего сейчас он приносит покаяние (кстати, бывает еще и так: человек пытается покаяться из корысных соображений - я покаюсь, а Ты, Господи. мне, моим близким дай - здоровье, деньги, благополучие, мужа, жену, детей... Такое покаяние также не достодолжно.). Еще замечу, что в приведенной цитате свт. Иоанна Златоуста все-таки оставляется шанс на покаяние: "грех против Духа Святаго ПРЕИМУЩЕСТВЕННО непростителен". Не "абсолютно", не "совсем", а "преимущественно", а это уже большАя разница. ...Вообще же, Илья, подобные вопросы отпадают тогда, когда это самое достодолжное покаяние преобретаешь и не отпускаешь в своем сердце. А без этого противоречия будут казаться и даже искаться на каждом шагу. Помоги Бог стяжать покаяние.