Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Александр Б. / г. Москва
24 Марта 2011

Вопрос:
Благословите,отец Димитрий. Один мой коллега по работе (63 года), давно уже состоящий в браке, официально зарегистрированном в ЗАГСе, собрался повенчаться, но тут узнал, что существует некий запрет, то ли принятый на одном из вселенских соборов, то ли зафиксированный в каком-то из Апостольских правил (я не уточнил у него) - запрет в отношении возраста венчающихся. То есть, по его словам, в нашей православной церкви брак не венчают, если возраст собравшихся повенчаться старше 60 лет. Так ли это на самом деле? Есть ли на самом деле такое правило-запрет? И если ли есть, то применяется ли оно сейчас или нет?

отец Димитрий
24 Марта 2011

Ответ:
Бог да благословит, Александр. Действительно, есть правило, по которому устанавливается 60-летний ценз. Но, во-первых, это правило не Апостольское и не какого-либо из Вселенских Соборов, а частное6 24-ое правило свт. Василия Великого. Во-вторых, речь в этом правиле идет о так называемых, "церковных вдовицах", т.е. вдовах, которые были на попечении у Церкви: "Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть от Церкви снабдеваемую, Апостол повелевает оставить без попечения, если посягнет за мужа. А для мужа овдовевшего не положено никакого закона: довлеет для него епитимия двоебрачных. Вдова шестидесятилетняя, если вновь захочет сожительствовать мужу, да не удостоится приобщения Святыни, доколе не престанет от страстной нечистоты. Если же, прежде шестидесяти лет, причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сей". В-третьих, правило иметт в виду не просто "чин венчания", а собственно брак. Смущение Вашего коллеги возникает из-за двусмысленного отношения к венчанию: если раньше Таинство венчания было тождественно заключению брака, то сейчас оно зачастую играет роль некоего церковного ритуала. В итоге, человек совершает ритуал, а применяет правила, которое имеют отношение к венчанию именно как к регистрации брака. Отсюда и путаница. Так что пусть Ваш коллега венчается на здоровье (если нет других препятствий, кроме возраста): его вечание - это скорее церковное подтверждение и желание Божиего благословения на уже давно совершившийся факт. Вообще же, что касается возрастного ценза, Церковь часто следует обычаям конкретной страны, конкретной местности, где она (Церковь) действует. Так, до революции гражданский ценз на брак ограничивался 80 годами в смысле "потолка" (хотя были единичные мнения, что после 60 лет надо испрашивать благословение архиерея). Вспупать же в брак (=венчаться) можно было с 18 (юношам) и 16 (девушкам) лет. Однако для кавказского региона планка понижалась до 15 и 13 соответственно - в виду местных обычаев, связанными с более ранним развитием местного населения. Сейчас, насколько мне известно, относительно возраста венчают также в соответствии с гражданскими нормами брака. P.S. (25/03/2011) Нашел еще правило того же свт. Василия Великого о мужчинах - правило 88-ое. На его основании говорят о возрастом цензе в 70 лет. Однако там сказано: "я не полагаю, чтобы семидесятилетний жил с женою страстным образом", но не сказано, что нельзя. P.P.S. Еще есть постановление Синода от 1744 г. (его, бывает, вспоминают, когда речь заходит о воззрастном цензе; см. Полное собрание законов Российской имерии с 1649 г., т.XII, Спб., 1830), которым он признает недействительным брак 82-летнего старика статского действительного советника Григория Ергольского на том основании, что в Псалтири говорится о "аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь": "ибо по псалмисте, человек в силах может быть токмо до 80 лет". Таким образом, Синод подтверждает гражданское как указание, данное еще патриархом Адрианом (+1700), так и тогдашнее законодательство о 80-летнем цензе. Однако необходимо заметить: 1. В тексте Псалтири говориться не только о 80-ти, но и о 70-ти годах: "Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь". Непонятно, почему умалчивается о 70-ти годах. Точнее, скорее понятно: именно в виду следования гражданской практики. 2. Почему-то вспоминается 24 правило свт. Василия, но не 88-ое. Но тогда следовало говорить вообще, о 60-ти годах. 2. Ергольскому вменяется не один токмо возраст, но и то, что а) он "брачился тайным образом, без взятия указной венечной памяти, с крайним духовной власти презрением"; б) более того, брачился "с находившейся в Московской Духовной Консистории не только в Суде, но и в аресте, по делу о показуемом на нее волшебстве, из чего немалое сумнительство наносится, не оным ли он к нему склонен, что крайне богопротивно и без дальнейшего следствия оставлено быть не может"; в) "Все обстоятельства дела показуют, что вдова Прасковья Десятова к тому его Ергольского склонила не для сожития и призрения его, но, видя его в крайней старости, желая конца его и получить имение, для чего брак не бывает и закону Божию и установлению церковному противно". Так что дело было гораздо серьезнее, нежли только преклонный возраст. И кстати, их не просто разлучили, а еще направили по монастырям для покаяния "на коликое время его Преосвященство заблагорассудит".