Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Света
24 Марта 2011

Вопрос:
Дорогой Батюшка!!! Спасибо вам огромное за ответы!!! Вы уж простите, Христа ради, что их так много, но очень не хватает общения со священником вот по таким вопросам, на которые обычно отвечают: "Нечего тебе об этом мудрствовать"! А мне это хочется знать, не для доказательства правильности веры, а имено что-бы понять что к чему, что бы избежать суеверий, когда точно знаешь, что это бред, но знаний подтвердить не хватает! У вас будет беседа о соборовании, такая тема важная!!! Сейчас принято постом ОБЯЗАТЕЛЬНО собороваться! Но ведь если есть таинство к нему не надо обязательно постоянно прибегать, венчают вообще, по хорошему, раз в жизни!!! Батюшка говорит, что на соборовании забытые грехи стираются и вообще для души очень полезно! А я считаю, что для души очено полезно покаяние, а не ждать пока у тебя чего-то сотрется. Говорит все мы духовно больны, а значит собороваться раз в год надо! Но ведь, что может больше очистить чем кровь, которая и пролита была для этого! А соборуют в особых, крайних случаях! Раньше так было, на сколько я знаю! Так вот мое мнение с батюшкиным расходится! Это так, или я просто чего-то не понимаю??? Храни вас Бог!!! Спасибо вам ОГРОМНОЕ за ваш труд!!!! С уважением, Света.

отец Димитрий
24 Марта 2011

Ответ:
Дорогая Света, это я должен просить прощения, потому что именно твоим вопросам не раз приходилось долго ждать ответа. Я понимаю, что это вопросы не ради какого-то любопытства или желания искусить со знаком минус, так что не вижу причин просить у меня прощения. Дай Бог, чтобы все знания шли на пользу и дай Бог, чтобы мои ответы были в этом же русле. По поводу же соборования у нас сейчас идет сплошная профанация. Практика массового соборования была еще понятна и извинительна в советское время (как и практика общей исповеди), но в древности Церковь не знала такой ежегодной "массовски". Все стало наоборот. Раньше 7 священников приходили соборовать одного, а теперь один священник соборует семерых да и гораздо большее число. Раньше соборовали в действительно тяжелой болезни, когда предельно заострялся вопрос жизни и смерти, а теперь - от любого "чиха". Раньше в одной болезни соборовали только 1 раз, полагаясь на волю Божию, а сейчас в одной и той же болезни соборуются многократно, словно требуют от Бога, несмотря ни на что, - в том числе, и на Его волю... В конце концов, отношению к ТАИНСТВУ складывается вполне магическое: детей крестят - "чтобы не болели", а не исповдения веры во Христа, венчаются - чтобы "всё было хорошо" или ради моды, соборуются - "чтобы не болеть" или "чтоб все грехи разом простились", а не ради покаяния м полного предания себя в руки Божии... Грустно всё это. Тем более грустно, когда возникает стойкая ассоциация с покупкой Таинства: ведь за всё это обычно существует вполне определенное пожертвование, которое зачастую трактуется именно как плата (в том числе и поэтому у нас на приходе нет "тарификации" пожертвований, связанных с Таинствами и с так называемыми "требами"). Увы, многое забыто, делается "по традиции", машинально и - суеверно. Я не сторонник подобного. Ведь часто такое отношение к Таинствам только вредят Церкви. В частности, такое отношение к соборованию провоцирует человека не каяться: легче ведь прийти, заплатить, посидеть и пойти дальше грешить - до следующего соборования (даже думать не надо о грехах), нежели принести покаяние, в смысле - сделать значительное усилие и изменить свою жизнь. В чем же здесь польза для души? Если уж говорить о каком-то стирании грехов, то ведь должно быть необходимое условие: не только даже церковная жизнь, но и умение положиться на волю Божию. А обычно первое отсутствует (массово любят собороваться не ахти как церковные люди), а даже если и присутствует, то постоянное соборование как раз отучает человека от предания себя воли Божией: у Силуана Афонского сильно болела голова, он ОДИН раз помолился (кстати, ПРОСТО помолился, не соборовался), а голова не прошла, - значит, на то воля Божия, посчитал он, и перестал на головную боль обращать внимание, потому что принял Божию волю в этом. А мы, получается, ноем и ноем, печемся о своих телесных болячках больше, чем о духовных, - какая там воля Божия, одно самоволие... Так что если нет действительно серьезной болезни, то собороваться не советую (кстати, нет НИКАКОГО церковного положения об обязательности ежегодного соборования). А мнения - мнения бывают разные. Есть такое понятие - "частное богословское мнение". Одно может быть ошибочным, причем даже у человека глубоко верующего, даже у святого. Об этом тоже надо помнить. Храни Господь, желаю укрепления в Посту и духовного вразумления.