Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Владимир
01 Апреля 2007

Вопрос:

Благословите, отец Димитрий!


Прежде всего, большое спасибо Вам, за этот сайт и за то тепло, которое даете людям, отвечая на их вопросы! много православных сайтов просмотрел, но таких доходчивых и задушевных ответов поискать надо!


Да дарует Вам Господь здравие, и благословит на творение такого нужного дела!..


У меня 2 казалось бы простеньких вопроса:


1. Если можно внесите ясность, в отношении соблюдения поста. Если церковный день начинается вечером, а не утром, то почему перед причастием нельзя вкушать пищу после 12-ти ночи? и значит ли это, например, что суббота начинается в пятницу вечером, следовательно, что уже в это время можно вкушать пищу с растительным маслом, а вечером воскресения начинать домашние работы?


2. Является ли грехом готовка пищи в воскресные и праздничные дни? Очень сложно приготовить все накануне и не мыть посуду, особенно если в праздник придут гости?


Спаси Вас Господи!

отец Димитрий
02 Апреля 2007

Ответ:

Бог Вас да благословит, дорогой Владимир!


Спасибо за добрые слова в адрес нашего сайта. Они — поддержка нам: если есть духовная польза, — значит, стоило затеваться и стоит продолжать, а иначе — зачем?


Касательно Ваших вопросов, которые простенькие лишь на первый взгляд.


1а. Продолжительность евхаристического поста (перед Причастием) — величина не постоянная. Как так? — можно спросить. Очень просто. Есть ранние Литургии, на которых причащаются часов в 7 с небольшим утра, т.е. с полуночи до момента причащения и проходит порядка семи часов. А в некоторых храмах за поздней Литургией причастие может начаться и к полудню, т. е. евхаристический пост в таком случае часов на 5 больше… Вообще же, исторически более правильный ориентир — ранняя Литургия. В некоторых источниках так и указывается, что евхаристический пост составляет не менее 6 часов. Полночь взята за свою «рубежность» и удобство, т. к. это время сна. И ведь странно представить себе, что человек, отсчитав 6 часов от предполагаемой завтрашней Литургии, вместо духовной подготовки где-нибудь посреди ночи будет заниматься своим желудком. Дело ведь не в часах как таковых. Главное, чтобы пища не мешала подготовке ко Причастию. В древности христиане причащались после трапезы, так что еда (сама по себе) не препятствие. Однако практика показала, что грешный человек не мог себя держать так, чтобы пища все-таки не являлась ему помехой, поэтому со временем и установилось воздержание от пищи. Некоторые благоговейные христиане действительно воздерживаются от пищи уже с вечера, а не с полуночи, трапезничая последний раз перед вечерним богослужением. Это уже дело личного благочестия, однако надо помнить, что главное в подготовке к Евхаристии — не в еде, а в духовном состоянии.


1б. Церковный (богослужебный) день действительно начинается с вечера. Вечерняя служба, которая так и называется «Вечерня», уже относится к следующему дню. Действительно, логично из этого задаться вопросом о начале и конца постного дня вечером, поэтому Вы не первый, кто мне подобный вопрос задает. Я допускаю, что вполне можно было бы поститься соразмеряясь с церковно-богослужебным днем. Однако в таком случае надо уж этого придерживаться железно. А то у многих из тех, кто пытался практиковать подобное пощение, больше оказывалось желание с вечера разговеться, чем начать поститься… Кроме того, это бывает просто сложно, так сказать технически: ведь начало такого поста может прийтись аккурат на середину ужина — что тогда делать? Так что это просто неудобно. А если помнить, что еда в жизни христианина — не самое главное (так, кажется, св. Амвросий Оптинский говорил примерно так: в пост лучше мясо съесть, только не человека), то… Стоит ли?..
2. Этот Ваш вопрос из области иудейства, которое упорно закрадывается в христианство. Ведь легче соблюсти обрядово-прикладную, формальную сторону, нежели духовную. Суть-то в чем? День, праздник Божий и проведи с Богом и со святыми, т.е. в церкви, в молитве, а что зачастую получается у нас? Иной декларирующий себя христианином в церковь ходить-то не ходит, дома тоже не молится (ну, если только поминает Бога) — недосуг, а за великий грех почитает именно какую-нибудь работу в тот или иной большой церковный праздник. И вместо работы — бездельничает, как-будто Богу это угодно! Так что Ваш вопрос касается как раз того, что ап. Павел выразил так: «буква убивает, а дух животворит» (2Кор. 3:6). Если Вы молитесь, ходите в храм, творите богоугодные дела, проявляя милосердие и любовь, то никакого греха нет, если сделаете что-либо необходимое на потребу — еду ли, уборку. Кстати, в это время также можно молиться, что, в общем-то, святые и делали, сопрягая телесный труд с молитвой.


Помоги Вам Бог иметь правильное духовное устроение, а все остальное приложится.