Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

р. Б. Андрей
13 Ноября 2007

Вопрос:

В догонку вопрос совершенно другого характера. Какое значение имеет последствие греха? Я сегодня вспомнил эту, как бы точнее сказать, концепцию — о прилоге, грехе и последствии греха. О словах Спасителя о повинности в грехе прелюбодеяния по блудному мечтанию…
То есть, предположим, я представил себе, как завтра ударю человека (за опр. слова, поступки и т.п. — не важно). И это уже грех. Я готовлюсь, но всё же раздумываю. Хотя этот план не выходит из головы, я жду другого случая и т.д. То есть ударять-то я его не ударяю, но всё же такую возможность допускаю и даже желаю её.
Выходит мне нужно каяться в этом грехе, хотя последствий его не было? Тогда какое же значение имеет последствие? Вроде как — ударю и легче станет, всё равно в грехе раскаиваться.
Но в таком случае от моего греха пострадаю не только я, но и другой человек! И разве не важно это — что я решился-таки на это, зная, что совершаю грех?
Очень хочу услышать Ваши рассуждения!
И прошу простить меня за такой провокационный тон, я специально спрямил и утрировал, чтобы быть лаконичнее…
Спаси Господи!

отец Димитрий
18 Ноября 2007

Ответ:

Здесь немножко спутанны вещи, которые одного порядка, одного корня, но разных, так сказать, веточек; а также попутано, где ветка, а где корень.
Отсылка к словам Спасителя это, как я понимаю, Мф. 5:28: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею…». Исходя из этих слов, конечно, можно провести такую параллель с битьем человека и, конечно же, выводы какие-то получаются…м-м… удивительные: действительно, получается, каешься в том, что совершено не в действенном, так сказать, мире, а только в твоем сознании.
Эта странность и путаница выходит оттого, что фраза недочитывается: не «уже прелюбодействовал с нею», а «уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Спаситель указывает на важность того, что происходит внутри нас, на то, что мысли — это наша реальная действительность, мы за них также повинны, как и за свои действия вовне. Однако не надо путать деяние и деяние в сердце своем — они могут быть одного духа (кстати, и добрые тоже), но все-таки это разные «веточки» одного дерева. Поэтому есть все-таки разница между «каюсь за блуд с женщиной» и «за блуд с женщиной — в сердце своем».
А так, если ударить можно — раз уж в сердце своем ударил, то… то и прелюбодействовать можно с женщиной — раз уж в сердце это произошло?..
Внутренний мир наш реален, но он все-таки несколько отличен от внешнего. Иначе бы за прелюбодеяние надо было бы судить не только того, кто мыслил, но и ту, с кем мыслил (а у человека, которого ударил мысленно, должна… вырасти шышка?..).
Поэтому да, в мыслях желать что-нибудь плохого — уже грех, но это не абсолютно такой же грех, как сделать это что-то вовне.
Надеюсь, я ответил.
А провокационного тона я опять-таки не услышал. Действительно, было утрировано для ясности того, о чем хотел спросить, но… но разве провокационным тоном?