Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Евгения
17 Марта 2008

Вопрос:

Уважаемый о. Дмитрий!
Поверте я не отношусь к категории людей, которых называют «безбожники», я верую в Бога, Творца 9на сколько я это понимаю), много читаю, изучаю историю, философию религий, стараюсь соблюдать заповеди Христа и всем сердцем принимаю его главную заповедь, но не сочтите за богохульство, чем дольше я живу, тем чаще меня посещает крамольная мысль, что религия, в частности Христианство, когда то была очень искустно навязана людям, для того чтобы манипулировать людьми, для того чтобы порабощение одной группой людей, другую часть населения была этически как то сглажена, при чем нищенская и тяжелая учесть подавляемой и несчастной части населения морально как то для них была оправдана будущим обещаным раем за их страдания. Навязанная философия страдания просто пагубна для развития духа человек, раскрытия его многогранной личности, ну и много другое. Пора давно Православию, многие позиции пересмотреть. С уважением Евгения.

отец Димитрий
17 Марта 2008

Ответ:

Дорогая Евгения!
Ваши мысли, конечно же, не новы, так что серьезные и обстоятельные ответы на них можно найти у современных богословов. Я же постараюсь ответить кратко. За все религии я не могу дать ответ, поэтому говорю только за христианство.
Для того, чтобы увидеть несоответствие идеи навязывания христианства с целью манипуляции с реальностью, достаточно почитать церковную историю, начиная с Деяний апостолов. Если кто-то кем-то хочет манипулировать, то, естественно, за искуственную идею не пойдет отдавать жизнь. А почему-то первые носители христианской идеи во главе со Христом вместо плодов своей «манипуляции» лишь гибли. Согласитесь, какая-то странная манипуляция. Это во-первых.
Во-вторых, если идея манипуляции в христианстве так хорошо заложена, то рабовладельческое общество приняло бы христианство «на ура». А оно почему-то поступало иначе. Мало того, когда христианство стало доминировать, то рабство вообще сошло на нет. Опять как-то странно, не правда ли?
«Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна», — говорили апостолы. Ну кто пойдет за некую идею на плаху, если прекрасно знает, что эта идея — выдумка. А «группа людей» вместо манипуляции почему-то отдает свою жизнь, да как отдает! И это проходит через всю христианскую историю. Среди тех, кто принимал смерть Христа ради, были как бедные, так и богатые; как рядовые члены общества, так и его правители. Можно сказать: они случайно попались. Но можно найти достаточно примеров, когда и богатые, и государственные мужи ради Христа бросали свое богатство, свои регалии, посты, вменяя ни во что все эти мирские прелести. Где же они — манипуляторы? — Те, кто стоит у церковной власти? Но тогда они должны за эту власть ой-как держаться, а если эта власть теряет свои «манипулятивные» функции, то отказываться от нее или не хотеть ее. Однако сколько патриархов поступало совсем иначе. Посмотрите на историю Русской Церкви начала XX века. Немало было рукоположено архиереев и священников, которые прекрасно знали, что скорее всего идут на смерть. Напр., свщмч. Петр (Полянский) ничего кроме мучений от своей церковной власти не получил. И таких примеров масса, а не один-два.
Другой вопрос, что могут быть люди, которые из религии хотят почерпнуть для себя корысть. Но, если Вы, Евгения, изучаете философию, то прекрасно понимаете, что некорректно соединять саму религиозную систему и тех, кто из этой системы пытается извлечь корысть. Христианство не виновато, что кто-то НАЗВАЛСЯ христианином, но мыслит и поступает не по-христиански. (С этой точки зрения можно сказать, что за злодеяния в нашей стране в XX веке в ответе не коммунизм, а те, кто себя называл коммунистом.)
Но самое удивительное то, что Вы предлагаете в конце. Вы предлагаете по сути то, в чем и обвиняете: Вы предлагаете некоторые позиции «пересмотреть», т. е. изменить, т.е. — Вы предлагаете самое откровенное МАНИПУЛЯТОРСТВО!! Вы меня простите, но вот и выходит, что Вы мыслите о религии по себе: Вам кажется, что надо создать такую систему (или улучшить прежнюю), которая стала бы хорошей для людей. Но кто это должен сделать? — Человек. «Группа людей». Однако религия — это не философия. Религия — это данность. Всё, что лежит в основании христианства, не изобретено людьми, а дано Богом. Нам что-то может не нравиться, но это уже наше дело или, точнее, наша проблема, но Бог сказал — и все. Вы же мыслите совершенно как неверующий человек, по крайней мере, как не христианин. Почему? А сравните. Вы говорите, что «всем сердцем принимаю Его (Христа) главную заповедь». А что эта за главная заповедь? Как Вы ее сформулируете словами? Подумайте.
Подумали?
А теперь сравните:
Христос дал две заповеди. Главная заповедь звучит так:
«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37—38; аналогично: Мк. 12:30, Лк. 10:27). Подумайте, Вы из этого исходили? Но ведь без этого Вы и все остальное не поймете. Ведь Его заповеди можно правильно понять и принять, лишь только полюбив Его и поверив Ему. Вы же рассуждаете с философских позиций, а не сточки зрения верующего человека.
Кстати говоря, эта заповедь опасна с точки зрения манипуляции. Ведь если «манипулятор» делает не по-Божьи, то те, кем он пытается манипулировать, могут воспротивиться — Бога ради, что и случалось не раз.
Что касается ущербности философии страданий, то противоположное доказывает история. Если бы она действительно была бы так плоха, то христианская цивилизация за 2000 лет превратила бы христиан в жалких людишек, которых давно бы поработили «неущербные» системы, однако христианское общество могло успешно им противостоять именно тогда, когда не отходило от своих основ. А ведь были попытки отринуть эту ущербность. И чем кончались эти благие намерения? — Вспомните Германию 70 лет назад…
Так что, дорогая Евгения, то, что Вы хотите от Православия, оно не может сделать по определению: оно — ПРАВО-СЛАВИЕ, т. е. вера, которая в первую очередь хочет правильно славить Бога, которая отталкивается от данной Им истины, а не от наших благих потуг (есть такая поговорка: «благими намерениями дорога в ад вымощена»). Иначе — иначе Православие, христианство перестанет быть Православием, христианством.
Господь сказал: «Сила Моя в немощи совершается». Кто этому доверился, тот это и понял, тот это и мог испытать и в собственной жизни ( в том числе и я). И еще. Христос предупреждал: наша вера философскому мышлению может показаться безумием, но «написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну», — Бог и Его истина познаются не умом, а верою, сердцем.
Помоги Вам Бог, Евгения, познавать заповеди Божии сердцем и верить, т. е. доверять Ему.