Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

СЕРГЕЙ
27 Марта 2008

Вопрос:

Здравствуйте батюшка.Скажите пожалуйста как любить и уважать себя чтоб это не было гордостью?Спасибо.

отец Димитрий
27 Марта 2008

Ответ:

Дорогой Сергий! Я как раз вспоминал вчера в связи с Вашим предыдущим вопросом, так что я, можно сказать, чаял нашей сегодняшней встречи и буду скорее отвечать как на этот вопрос, так и на предыдущий, т. к. они тесно связаны.
И в ответе я воспользуюсь выдержками из книги К.С. Льюиса «Просто христианство», — он пишет об этом, на мой взгляд, просто и правильно (это не означает, что я согласен со всем, что он написал).
Льюис пишет о ненависти: «мне вспоминаются слова, давно произнесенные христианскими учителями: „Ты должен ненавидеть зло, а не того, кто совершает его“. Или иначе: „Ненавидеть грех, но не грешника“. Долгое время я считал это различие глупым и надуманным <...> Но позднее я понял, что годами именно так и относился к одному человеку, а именно к самому себе. Как бы я ни ненавидел свою трусость или лживость, или жадность, я тем не менее продолжал любить себя, и мне это было совсем не трудно. Фактически я ненавидел свои дурные качества потому, что любил себя. Именно поэтому так огорчало меня то, что я делал, каким я был„.
О любви: “Любовь — не состояние чувств, а скорее состояние воли, которое мы воспринимаем как естественное по отношению к самим себе и которое должны научиться распространять, на других. <...> любовь к себе не свидетельствует о том, что мы себе нравимся. Она означает, что мы желаем себе добра„.
О гордыне: “Чем больше этот порок у нас, тем больше мы ненавидим его в других. <...> гордыня каждого человека соперничает с гордыней всякого другого. Именно потому, что я хотел быть самым заметным на вечеринке, меня так раздражает, что кто-то другой привлекает к себе всеобщее внимание. <...> гордыне органически присущ дух соперничества, в этом сама ее природа. <...> Гордыня не довольствуется частичным обладанием. Она удовлетворяется только тогда, когда больше, чем у соседа. Мы говорим, что люди гордятся богатством, или умом, или красотой. Но это нс совсем так. Они гордятся тем, что они богаче, умнее или красивее других. Если бы все стали одинаково богатыми, или умными, или красивыми, людям нечем было бы гордиться. Только сравнение возбуждает в нас гордыню. <...> гордыня всегда означает враждебность — она и есть сама враждебность».



Таким образом, можно ненавидеть себя — из-за любви к себе. Но точнее — ты ненавидишь не себя, а все то мерзкое, что в тебе есть. И чем больше такая любовь к себе — тем беспощадней ты будешь бороться со своими грехами.
А чтоб при этом не взрастить гордыню, надо помнить о ее духе соперничества: пытайся стать лучше просто потому, что… ну нельзя же, в конце концов, быть таким плохим. Однако не сравнивай (=не соперничай) себя с другими — что ты лучше их.
Чтоб улучшение себя не провоцировало рост гордыни, надо четко осознавать и то, что без Бога ты не смог бы и на йоту продвинуться в лучшую сторону, а значит, в чем твоя заслуга и — чем гордиться-то?..
Помоги, Сергий, Господь правильно относиться к себе, возрастать в любви и умаляться в гордости.