Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Андрей
19 Мая 2008

Вопрос:

Христос Воскресе!
Благословите, отец Димитрий!
Сейчас у студентов начинается пора зачётов и экзаменов, поэтому часто приходится желать друг другу успехов и т.п. Как-то я уже привычно хотел пожелать удачи, но вдруг задумался: что такое удача? В словаре Ожегова она определяется как «успех, нужный или желательный исход дела». Вроде бы ничего настораживающего нет — получается, что когда я желаю удачи, я желаю, чтобы дело завершилось благоприятно, так как хочет тот, кому я желаю (опять же, «но да будет Воля ТВОЯ»!). Но стоит только в каком-нибудь поисковике набрать «удача» — сразу горы эзотерических сайтов: «Как поймать удачу», «Судьба, Удача и Феншуй», «Как приручить удачу» и т.д. Да и посмотрите на определение в современной энциклопедии «Википедия»: «Удача — позитивное событие, возникшее в результате СЛУЧАЙНОГО, непредсказуемого или не учитываемого стечения обстоятельств. Также может обозначать желательный исход какого-либо события или действия, особенно в ситуациях, когда он НЕ (полностью) зависит от действий или решений затронутой личности» [слова выделены мною]. Вот именно в таком контексте мы и привыкли употреблять это слово. Получается, когда я желаю удачи, я призываю каких-то непонятных духов, каких-то богов, некий абстрактный «высший разум», «вселенский дух» и т.п. Может ли в таком случае христианин вообще желать удачи? Возможно, в таких случаях лучше всего пожелать помощи Божией?
Вообще я часто ловлю себя на том, что желать, в принципе, разумнее и полезнее всего, только спасения. Конечно, мы привыкли желать выздоровления болящему, но ведь во всём воля Божия, значит болезнь ему на пользу. Он обратится к Богу за помощью, за милостью и Господь, если это спасительно в данном случае, поможет. Но тогда получается, что не так важны наши молитвы о ближних… Что Вы рекомендуете почитать на эту тему? Понимаю, что святые отцы не могли об этом не писать и уже надоело строить догадки, ведь существует же определённое учение, разрешающее мои сомнения?..
Вот так неожиданно один вопрос перешёл в другой, более глобальный…

отец Димитрий
23 Мая 2008

Ответ:

Воистину воскресе! Бог да благословит, Андрей!
Вопрос все-таки в том, что желающий удачи человек вкладывает в это слово «удача». Иначе мы много чего вынуждены будем не говорить, потому что кто-то вкладывает иной смысл (так, можно не употреблять слово «любовь», потому что под ним очень часто подразумевают не высокие чувства, а страсть, похоть, половые отношения). Но правильно ли это будет? Если вспомним первые века христианства, то было как раз наоборот: брались емкие слова, термины, которые принадлежали другой культуре, другой религии, и в них вкладывался новый, христианский, смысл. А здесь речь не идет даже о том, чтобы вложить новое содержание, а просто оставить нормальный смысл. А оставить можно тогда, когда кто-то его и будет в нормальном же смысле употреблять.
Конечно, пожелать Божией помощи («с Богом») гораздо яснее, однако не всегда правильнее: нельзя давать «мясо» тому, кому необходимо только «молоко». А здесь надо смотреть в каждом конкретном случае и с каждым конкретным человеком. Ты как верующий человек можешь пожелать удачи в смысле Божией помощи и атеисту, но, говоря прямо «с Богом», ты рискуешь подставить свои уши и его язык для богохульства. И это тоже надо учитывать.
Желаю удачной сдачи экзаменов — Бог в помощь!