Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.


30 Июня 2008

Вопрос:

Благословите, батюшка!
Поспорили вчера с приятельницей. Она считает, что церковь следует посещать тогда, когда «душа лежит». Например, сегодня годовщина смерти её мамы. Но приятельница в церковь «может быть, зайду… вечерком… после кладбища». То есть посещение кладбища и покраска оградки для неё обязательны, а молитвы второстепенны. Собственно, о молитвах речь и не идёт (она их не знает), но подать записку об упокоении и поставить свечу она могла бы. На мои слова о том, что есть церковные правила, когда и как поминать усопших, спрашивает, кто эти правила написал и с какой стати они обязательны. Заодно проводит параллель: 70 лет жили по «Так завещал великий Ленин, так учит коммунистическая партия», постоянно этой партии были что-то должны, а кто вообще давал Ленину право учить людей — что, когда и как делать?! Почему нельзя жить просто по велению души? Почему в данном случае она именно должна идти в церковь, а не на кладбище? Где это вообще написано? Кто составил правила — когда и для чего бывать в церкви? Кто эти правила записал? Где это можно прочесть? Чего ради она должна следовать этим правилам?
К сожалению, я не смогла чётко ответить на все её вопросы и теперь надеюсь на Вашу помощь.
И ещё её интересует такой вопрос о крещении: если крестится взрослая женщина, то неужели во время таинства ей прощаются ВСЕ грехи? Прощаются ли аборты? Или в них всё равно надо будет каяться на исповедях до конца жизни? Почему ответственность за аборт ложится только на женщину, а отец ребёнка, отказавшийся от него и вынудивший сделать аборт, как будто и не при чём?

С уважением, Александра.

отец Димитрий
30 Июня 2008

Ответ:

Бог да благословит, Александра!
Начнем с того, что мы можем переубедить всех на свете. У каждого человека есть свобода выбора, и если он ожесточенно не хочет, то… то это его право и — и он сам виноват. Даже Господь Иисус Христос не смог всех убедить поверить в Себя, — непотому что не мог, не имел к тому средств, а именно потому, что Он не насиловал волю человека, ее свободу. Поэтому мы должны делать все возможное от нас для христианского благовестия, но не обольщаться, что должны и можем любого переубедить. А потому стоит воздерживаться от споров: в них истина не рождается. Истина рождается в диалоге: это когда друг друга хотят понять, а не хотят «победить» — «кто кого».
Посылка же подруги в принципе верная: конечно, церковь надо посещать по желанию души. Только этого желания никогда не возникнет, если душа будет ленива и не будет по-настоящему верить Богу. Если бы мы абсолютно придерживались этой логики в воспитании детей, то это было бы не воспитание, а караул какой-то: дети бы вырастали разгельдяями, неучами, тунеядцами и проч. безобразниками, потому что доброму надо учиться, а для злого часто достаточно «ничего не делать» и ожидать мнимого «веления души». Эта посылка — одна из хитрых уловок дьявола: он ведь паразит и сам ничего не может, поэтому паразитирует на добре, в том числе на правильных фразах. В подобных случаях я говорю так: да, Вы правы, Бог в душе (это еще более распространенная истина, на которой паразитиует отец лжи), но вот с чем я сталкивался в реанимации: когда человек находится в критическом состоянии, он вдруг нередко понимает: я все время был убежден, что Бог у меня в душе, и с этим спокойно жил, не заходя в храм (или изредка захаживая), и вот я сейчас с ужасом осознаю, что это была иллюзия. Так вот опасайтесь, чтобы не оказалось так: высказанная Вами истина Вас не касается.
Ведь человек ходит в храм по любви — по любви к Богу. Если мы кого-то из людей (маму, например, уже усопшую)действительно любим, мы хотим с ним почаще видиться. А если видиться не хочется — вряд ли это любовь. Так и в отношении с Богом. Да, любовь к маме у нее, видимо, есть, а вот к Богу… В таком случае, не стоит и предъявлять к Нему претензии, когда у тебя какие-то проблемы, а Он тебя «не слышит».
Со всеми правилами — точно также. Дело не в правилах, а в потребностях. Правила не выдумали некие «теоретики», а они (правила) — выраженное в форме вполне определенное внутреннее состояние. И конечно, их можно не соблюдать. Но тогда и не надо называться «христианином».
Она может не идти в церковь, а идти на кладбище, но в конечном итоге можно сказать и так: пусть и она сама попробует воскресить свою маму в вечную жизнь.
Надо жить по велению своей души, но надо не забывать, что душа может повелеть такое, что… В концов концов, можно сказать, что и Ленин, и Сталин, и Гитлер жили «по велению своей души», но добрым ли было их веление?.. В итоге это «веление души» оказывается банальным самохотением, банальным первородным грехом: зачем нам Бог — будем сами как боги. Так что эта идея «стара как мир».
Правила о усопших можно не соблюдать. Но тогда не надо удивляться, что сердце твое может разрывать глубокая безысходная печаль от потери близкого человека. А кто эти правила понял сердцем — у того нет этой трагедии, потому что «Бог не есть Бог мертвых, но Бо живых» — «у Бога все живы». Однако, чтобы это действительно понять, надо жить Богом, что часто и заключается естественным образом в правила — как содержание в свою определенную необходимую форму.


 В крещении действительно МОГУТ проститься все грехи, НО — но для этого надо это ТАИНСТВО осознавать всем своим существом, а неприйти совершить некий «обряд» с кроплением водичкой, в котором ты ничегошеньки не понимаешь. Поэтому взрослый человек раньше готовился ко крещению не один год. А сейчас бывает так, что крестятся по случаю, проходя мимо церкви, а потом стоит ли удивлятся, что и дальше по жизни тянется шлейф грехов.
Кроме того, не надо забывать и такую вещь. Мы можем нанести себе серьезную рану. Рану можно зашить и ее не будет, но шов-то останется и он может болеть. Так и с грехами: они могут проститься, но их последствия могут чувствоваться.
А с абортом она совершенно неправа: отец ребенка, конечно же, может быть виновным за аборт, если и по его вине этот аборт совершается (хотя вины женщин это немаляет). И может статься так, что женщина кровавыми слезами искупит свой грех, а мужчина так с этим грехом и останется, если не поймет, что и он в немалой (или в равной) степени ответственен за этот грех.



И еще раз: подругу или еще кого-либо можно переубедить в том, что они неправы лишь в том случае, если они хотят поступать по истине и ищут ее. Если же подобные вопросы — лишь отговорки, чтобы найти благовидное оправдание, то сколько таком человеку не говори — бесполезно. В конце концов, если даже у него не найдется аргументов против твоих весомых доказательств, он просто скажет: все равно НЕ ХОЧУ. Скажет это в первую очередь себе.
И тогда остается только молиться, уповать на Бога и — и извлекать урок и для себя, грешного. Помоги нам Бог.