Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Андрей Соколов
12 Ноября 2008

Вопрос:

Благословите, отец Димитрий!
Пожалуйста, помогите разрешить мой вопрос.
Насколько я понимаю, христианин не просто может, а должен давать совет другому человеку, если он видит, что может помочь ему (и тем более, когда только он может помочь ему, в определённых обстоятельствах). Но расскажу конкретно о себе.
Было время, когда я весьма активно общался на некоторых форумах, в «Контакте», где вступал в дискуссии, считая, что я своими словами могу помочь, помочь понять и узреть Православие, настоящее Православие. Безусловно, встаёт серьёзный вопрос: а сам-то я насколько знаю это Православие? Из книжек ли? Или из личного опыта? Или только из субъективных представлений?.. Так или иначе я говорил и, как мне казалось, говорил весьма взвешенно и, главное, верно с точки зрения православного вероучения. Но со временем я стал приходить к выводу, что это не есть правильно. Что я не имею права ничего никому советовать, с кем-то спорить. Что это вредно для моей души, что это ещё больше увеличивает тщеславие и т.д. И тогда я сознательно перестал даже заходить на форумы. Но при этом иногда всё же позволял себе вступить в разговор, когда видел, что действительно могу принести пользу. Опять же — что значит «действительно»?..
Не знаю, насколько я хорошо «покопался» в своём сердце, но мотивации нашёл такие:
1. Пишу, потому что хочу осознавать себя образованным и духовно высоким.
2. Пишу, потому что хочу видеть себя как пастыря и проповедника.
3. Пишу, потому что хочу помочь людям, так как я сам прошёл этап, на котором они находятся и знаю основные заблуждения.
4. Пишу, потому что чувствую силы и умение писать о таких вещах.
5. Пишу, потому что, если не пишу, чувствую, что не пишу по лени, не пишу, потому что не имею любви к ближним.
6. Пишу, потому что, если не пишу, чувствую, что писать сложно и затратно в эмоциональном плане.
7. Пишу, потому что чувствую, что делаю правильное дело.

… вот, что удалось из себя выжать. Хотя, вполне вероятно, истинной причины тут и нет: могу ли я верить своим представлениям о себе?.. И важный вопрос: в каком порядке выстроить все эти причины? В каком порядке они на самом деле у меня?..
А написать меня именно сейчас сподвиг вот какой случай: на форуме у отца Андрея Кураева девушка задала батюшке вопрос: неужели такие страшные бесы во мне сидят, что я в тот день, когда причастилась, плюнула в раковину, а этого в день причастия делать нельзя? Батюшка ответил кратко, не говоря о том, что это всё околоцерковные суеверия, что такой подход неправильный и т.д. Должен ли я помолиться о вразумлении этой девушки? Должен ли я написать ей личное сообщение?
Я правильно полагаю, что это индивидуально и что-либо посоветовать Вы можете лично мне, в зависимости от моего внутреннего устройства? Если в этом есть необходимость, я могу прислать Вам несколько моих сообщений — это было бы чрезвычайно важно, если бы Вы указали мне на мои заблуждения.
Заранее благодарю за ответ!

отец Димитрий
18 Ноября 2008

Ответ:

Бог да благословит, Андрей!
Вопрос в том, что есть желание, а есть умение; и как говорится, «благими намерениями дорога в ад вымощена». Если слепой поведет слепого, то, как мы помним из Евангелия, оба упадут в яму. И это при том, что слепой-поводырь может искренне хотеть помочь другому. Об этом надо помнить прежде, чем идти на евангельскую проповедь. Не зря же святые (в частности, прп. Серафим Саровский) прежде чем идти помогать людям как следует воспитывали себя; причем воспитание заключалось не в усердной зубрежке богословской литературы, а в духовной крепости, в стяжании Святого Духа.
Как-то один последователь из «Церкви Христа» подошел ко мне с благим желанием одарить меня знакомством с Богом, Который есть Любовь (вспомним, как в 90-е чуть не на каждом углу можно было услышать радостный клич: «Господь любит вас!»). Я согласился с ним побеседовать; во мне ни капли не было агрессии или неприязни по отношению к нему; но кончилось тем, что внезапно лицо его исказилось злобой и он, выпалив «Мне неприятно с Вами разговаривать», бросился от меня… Нельзя проповедовать Саму Любовь, не имея по-настоящему любви, нельзя проповедовать то, чего в тебе нет, — будет только крах…
То, что часто можно увидеть на форумах, — это зачастую не желание явить Истину, а самоутвердиться (не всегда, конечно же). И может ли это кому-то помочь? Поэтому, конечно, надо быть очень осторожным, помня, что дьявол, будучи паразитом, паразитирует на добре: тебе кажется, что делаешь благое дело, а на самом деле… Так, я встречал «борцов за Православие, за Церковь», у которых в душе ад, в семье — тоже, но заниматься этим некогда совершенно — все силы отдаются «спасению Церкви». Но их «спасение Церкви» — тихий ужас…
Все это надо помнить и блюсти себя. Однако «блюсти себя» — не значит трусить, сидеть в норке и не высовываться. Разумеется, не так. Но соразмерять свои силы — да; но стараться азобраться в истинных мотивах своих желаний — конечно.
О девушке вполне можно помолиться — не вижу здесь ничего плохого. Только уж молиться стОит не о том, чтобы она была подстать твоим представлениям о вере, а о том, чтобы она имела веру истинную (это совсем не одно и тоже и это очень часто путают). Написать ей — не знаю; действительно, это вопрос индивидуальный, причем многое зависит даже от того, каков ты в данный момент и хватит ли сил и мудрости на дальнейшее. Повторяю, желание-то может быть добрым, но умения может не хватить или можешь не справиться с дальнейшим ходом переписки. Если соблюдешь то трезвомыслие, которое явил в этом письме, на которое я отвечаю, то — у тебя есть шанс.
Однако… однако… не знаю, как спросила эта девушка и что ей ответил священик на форуме, но суеверием я бы это не назвал. Я назвал бы это благоговением — благоговением гипертрофированным, искаженным. И опасность здесь в том, что, пытаясь исправить гипертрофированность, искажение, можно и «исправить» благоговение. Мне приходилось с этим сталкиваться: был человек благоговейной, но по незнанию или по каким-то еще причинам имел подобные представления, а потом его так «исправили», что и веры-то толком не осталось. В конце концов, само по себе нежелание плеваться после причастия не плохо, плохо относиться к этому пугливо-прикладно, когда вместо бережности возникает трусость.
Если необходимо, можешь выслать свои сообщения. Однако мне кажется (насколько я тебя знаю), что ты и сам вполне можешь разобраться: просто «поспешай медленно».
Успехов в возрастании духовном и мудрой помощи людям.