Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Андрей Соколов
22 Февраля 2009

Вопрос:

Здравствуйте, отец Димитрий!
Друзья предложили мне принять участие в научно-практической конференции «Православное просвещение в молодежной среде». В частности, говорили о секции «Я и мы: проблемы общения современной православной молодёжи». Мне долго объясняли, как это важно, что надо говорить о проблемах общения православных друг с другом, с неправославными и невоцерковлёнными людьми… Я сказал, что намного важнее разрешить проблемы общения с Богом и это вызвало восторженную реакцию: «Вот! Это-то и надо! Должна быть бомба!». Вообще, я никогда в подобных мероприятиях не участвовал и в силу лени, и в силу того, что не очень мне это нравится, не чувствую себя готовым говорить о таких вещах на широкую аудиторию. Но всё-таки задумался и стал прикидывать, о чём бы я мог сказать. В моём воображаемом докладе я бы обязательно заострил внимание на том, что молиться нужно неспешно, «пока каждое слово не отзовётся в сердце» — в общем-то, как и советуют святые отцы. Мне не раз приходилось сталкиваться с этой проблемой. Меня даже (конечно, по-доброму) упрекали, что я слишком медленно читаю, когда мы молились на акафисте. Мой знакомый утверждает, что молиться надо в быстром темпе, что он всё правило за 10 минут успевает прочитать. Нет, ну прочитать-то можно и за 5, а вот ПОМОЛИТЬСЯ?.. Но не буду говорить о важности молитвы, об очень печальной ситуации, когда мы забываем о том, что Бог — Живой! Поэтому и молимся часто механически и быстро…
Я стал искать высказывания и статьи о темпе молитвы в интернете и был смущён, когда встретил подобные строки: «В некоторых монастырях на выполнение афонского келейного правила (1200) даётся 1 час». То есть 1200 Иисусовых молитв за час. Кроме того, нашёл удивившие меня советы святого праведного Иоанна Кронштадтского, правда, на странице Олега Моленко. А я за 5 минут до этого читал слова отца Иоанна о том, что молиться нужно не спешно. Правда, там говорилось в частности о тех, кто «не стяжал сердечной молитвы».
Это всё большая предыстория, а вопрос очень короткий: как молиться? И более конкретный: в в каком темпе молиться? С удовольствием прочитал «Учитесь молиться» митрополита Антония, хочу перечитать ещё раз, более неспешно и вдумчиво. Какую литературу Вы можете порекомендовать кроме этого? И насколько верна эта мысль: будешь быстро молиться, бесы не успеют словечко вставить. Но, вспоминая историю владыки Антония, можно сказать и иначе: будешь быстро молиться, БОГ не успеет слово вставить…
Предполагаю, что ответ будет неоднозначным, поэтому спрошу и так: что, на Ваш взгляд, мне было бы правильнее говорить на конференции?
Заранее большое спасибо!!!
С неизменным уважением,
Андрей

отец Димитрий
23 Февраля 2009

Ответ:

Дорогой Андрей!
Надо отталкиваться от того, зачем нужна «быстрота» и почему она появляется? В большинстве случаев быстрота означает поспешность и делается ради того, чтобы поскорее закончить молитву. У великих делателей молитвы вполне возможна некая быстрота, но — не в ущерб качеству. Тот же митр. Антоний Сурожский вспоминал об одном человеке, который пел молитвы так быстро, что владыка Антоний (тогда еще юноша) в сердцах сказал ему: «Отец Евфимий, Вы украли у меня молитву!» Однако оказалось, что тот настолько впитал за МНОГИЕ годы слова молитв, что при такой быстроте мог осознать слова молтив. Так что подобное возможно. НО — НО заметим две вещи. Во-первых, качество молитвы не страдает. Во-вторых, обычно для приобретения подобной быстроты без торопливости и с осознанием требуются ГОДЫ. Поэтому к афонским монахом это может быть применимо, поэтому это применимо и к праведному Иоанну Кронштадтскому, но… но применимо ли это к человеку 18, 20 или даже 30 лет или к тому, кто не давно пришел к Богу, даже если ему за 50?.. Сомнительно. Либо он великий молитвенник…
Кроме того, читая некие случаи, наставления, мы забываем, что они давались конкретным людям и часто именно конкретным людям они и предназначались. Так, о. Иоанн Кронштадтский мог чувствовать, что молившегося конкретного человека медлительность провоцирует на рассеянность, а не вживания в слова молитвы. Да и на означенной странице мы читаем: «о. Иоанн предостерегает от торопливости бестолковой, а не от быстроты или скорости, приводящей к сосредоточению, необходимому при молитве, особенно для людей нервных и рассеянных, как я, каковых немало в нынешнее тревожное время, полное забот«.
Поэтому некорректно ставить вопрос: как молиться — медленно или быстро? — Вопрос не в скорости, а в качестве. Исходи из того, чтобы молиться так, что молитва твоя не была вычиткой слов, а действительно МОЛИТВОЙ — разговором с Богом, со святыми, а не »произнесением слов» в их адрес, а темп — темп сам определиться.
Однако ж надо не забывать о двух вещах. По молодости (в том числе и духовной) вероятней, что более спокойный темп, нежели тот, что мы назвали бы быстрым. Во-вторых, когда ты молишься не один, то стоит соразмеряться с теми, кто вокруг тебя и подстраиваться под «срединный» темп. Поэтому если ты можешь некое правило прочесть по своей великодуховности за 5 минут, хотя остальные справляются за 15—20, то умерь свой молитвенный пыл и снизойди до простых смертных. Если наоборот, ты весьма медлителен, то пожертвуй собой ради других. Если же ты не можешь = не хочешь подлаживаться под других, то — то, может, пусть другие почитают?..
Что же говорить ТЕБЕ на конференции — не знаю. Важно не только то, ЧТО сказать, но КАК сказать. Есть очень важные вещи, но если ты не имеешь должных сил, то лучше не покушайся на них, а говори о чем-то менее острым, но соответствующем твоему уровню познания и изложения. А бомбы… мы же не революционеры, чтобы их подкладывать… Помощи Божией и разумения при делании молитвы.