Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


Библиотека

Храм Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский) в Ополье.


Само слово "Ополье" обозначает местность, покрытую полями и почти лишенную лесной растительности. Темные и в общем хлебородные почвы Ополья даже получили в специальной литературе название "Юрьевского чернозема" и вызывали между почвоведами оживленный спор о степном происхождении этих почв. Встречаются на юге тайги и в зонах смешанных и широколиственных лесов Восточно-Европейской равнины.

Первоначально деревянная церковь, расположенная на ямском тракте на территории Опольского Воздвиженского погоста в Чюди (сейчас это деревня Ополье на трассе между Санкт-Петербургом и Таллином, немного, ок. 14 км, недоезжая до Кингисеппа) построена еще до 1500 г. В 1734 г. она была перестроена (по другим сведениям в 1734 г. была выстроена новая церковь, также деревянная, которая была перестроена в 1760 г.). Однако уже к 1874 г. строение сильно обветшало и было разобрано.

История же новой, каменной, церкви в Ополье складывалась следующим образом.

Со времен правления Петра III село Ополье принадлежало семье графа Шувалова. В 1874 г. Петр Павлович Шувалов и его мать Софья Андреевна подали в Синод прошение о строительстве в селе Ополье каменной церкви "по образу церкви в Вороновском погосте Новоладожского уезда" и приложили проект А.П. Мельникова, по которому была возведена в 1867-1874 гг. церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Вороново (см. об этом: Н.В. Мурашова (Глинка), Л.П. Мыслина Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район . СПб: ИЦ "Выбор" 2003. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб: "Лики России" 2006.).

В 1874-1883(1885?) гг. по проекту епархиального архитектора Ивана Иудовича Буланова (1830-1893) была возведена каменная Крестовоздвиженская церковь - однокупольная, с пристроенной высокой трехъярусной колокольней, в архитектуре видны черты "русско-византийского стиля" (эклектика). В церкви было два придела: апп. Петра и Павла и свт. Николая Чудотворца. Она была освящена в 1885 г.

В 1906-18 гг. настоятелем церкви являлся священник Гавриил Семеновский (1877-?), который был арестован в августе 1918 г. О его пребывании в тюрьме сохранились сведения в записках известного петербургского священника прот. Михаила Чельцова <<Воспоминания "смертника" о пережитом>> (изданы в современное время). Воспоминания, надо сказать, не особо лестные.

О. Михаил Чельцов пишет: "Был еще священник из с. Ополье Ямбургского уезда о. Гавриил Семеновский. Он мыкался по тюрьмам, кажется, с июня месяца; много потерпел и много пострадал. Посажен был что-то в связи с утайкой им будто бы чего-то из своего хозяйственного обихода во время реквизиции. Он держал себя в тюрьме как светский человек, и его, в штатской одежде, редко кто знал, как священника. Он был тоже в другой камере, с очень серым и неинтеллигентным населением, и нередко заходил ко мне побеседовать. Он чаще всего рассказывал о своем житье-бытье в деревне, о причинах и подробностях ареста, о мраке и тягости Ямбургской тюрьмы. Он был всегда желчен, всем недоволен, хотя и уверенно говорил о своем скором выходе из тюрьмы. В свою деревню ехать служить он не собирался. Пробыл в тюрьме гораздо более моего".

Опольский храм был закрыт в 1937 г. Иконостасы были увезены в Волосово, а утварь и образа расхищены.

Существует легенда, по которой снова открыть церковь помог местный уроженец папанинец Маврикий Слепнев, которого упросили местные старушки, мотивируя тем, что "негде будет нам молиться за тебя, если ты снова на льдину сядешь". Он посодействовал, и церковь вернули прихожанам. Однако по всей видимости это только легенда и не более того.

Вновь церковь была открыта в сентябре 1942 г., т.е. вскоре после начала немецкой оккупации; открыта прот. Александром Степановым, который был здесь настоятелем в 1942-45 гг. (говорят, что он помогал партизанам).

В один из приделов Крестовоздвиженского храма в Ополье был перенесен иконостас из церкви Рождества Пресвятой Богородицы деревни Пенино (вероятно, той церкви, которая не сохранилась, потому что по сведениям в Пенино в 1942-1944 гг. также был действующий храм; хотя, может быть, перенесен и из этой, действующей, - после ее закрытия в 1944 г.).

29 января 1944 г. отступавшими немцами были расстреляны псаломщик храма в Ополье Павел Харитонович Слепнев и 23 прихожанина, что косвенно может служить подтверждением того, что Крестовоздвиженский приход в Ополье как-то был связан с партизанами.

После прихода советских войск храм в Ополье был закрыт местными властями, но совсем ненадолго - с 10 по 17 мая 1944 г. С тех пор он действует по настоящее время.

В 1980-х гг. настоятелем храма в Ополье был архим. Гурий (Кузьмин), настоятельствующий сейчас по соседству - в Кингисеппе в соборе св. влмц. Екатерины - храме, который его трудами был отдан Церкви в 1990 г.

Настоятелем Крестовоздвиженского храма в 1990-е гг. стал прот. Иоанн Белевцев, который является его настоятелем и поныне.

Этот священник известен не только в Ополье, но и по всей России и за рубежом, стяжав уважение и авторитет у многих и многих. В безбожное советское время он одним из первых окончил он Ставропольскую духовную семинарию и беззаветно служил и служит Русской Православной Церкви в трудное для нее время.

В кон. 1960-х гг. митрополит Никодим (Ротов) назначил о. Иоана Белевцева на должность инспектора Ленинградской духовной академии (ЛДА). По свидетельству архим. Августина (Никитина), будучи человеком честным и порядочным, "прямолинейным и резковатым, Белевцев не желал идти на <<доверительный контакт>> с уполномоченным и общался с ним с явной неохотой. <<Гриша>> начал давить на владыку, требуя заменить непокладистого инспектора на <<позвоночного>> - выполняющего его команды по телефонному звонку. <<Позиционное преимущество>> было на стороне Жаринова, и митрополит был вынужден сделать <<рокировку>>. Накануне летних каникул о. Иоанн подал владыке прошение об отпуске. Резолюция была такова: <<Прошение удовлетворить, с освобождением от должности инспектора ЛДА>>. С точки зрения формальной логики - абсурд. Но есть еще и неформальная. Блестящий специалист в области истории Русской Православной Церкви был сохранен для науки, вскоре получил звание доцента, а потом и профессора" (см.: архим. Августин (Никитин). Митрополит глазами иподиакона.).

О. Иоанн Белевцев не раз бывал участником конференций, в том числе и международных, на которых выступал с такими докладами, которые не забываются "за давностию лет". Таков, например, доклад на 2-ой Междунаpодной цеpковно-научной конфеpенции в Москве 11 мая 1987 г. "Русский цеpковный pаскол XVII в.", на который нередко ссылаются занимающиеся проблемой старообрядческого раскола (см., напр., работу известного исследователя по этой теме Боирса Кутузова "Церковная реформа XVII в.: трагическая ошибка или диверсия?").

Добрый пастырь, отец Иоанн Белевцев до сих пор является профессором Санкт-Петербургских академии и семинарии (СПбДАиС), воспитывая будущих пастырей в духе православной веры. Он имеет церковные награды, одни из последних, врученные ему в 2007 г., - патриаршия грамота и орден прп. Серафима Саровского II степени.

Чтимые святыни храма Воздвижения Креста Господня в Ополье: икона св. влкмч. Параскевы Пятницы и Казанская икона Божией Матери.

Совершая поездки по восстанавливаемым и разрушенным храмам Ленинградской области (например, в Никольский храм в Котлах и на источник в Пиллово), мы несколько раз проезжали через Ополье мимо Крестовоздвиженского храма. В этом году мы решили уделить ему особое внимание и в очередном нашем паломничестве помолились на Божественной Литургии в этом храме.