|
|
|
Библиотека
Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь.
Житие прп. Александра Свирского, одно из самых известных на Руси, свидетельствует, что родина Преподобного - деревня Мандеры на берегу р. Оять. Его родители - простые крестьяне Стефан и Васса - уже имели взрослых детей, но пожелали иметь еще одного. И долго слезно молили об этом Бога. Господь даровал им сына, родившегося 15 июня 1448 г. и нареченного во св. Крещении Амосом.
Амос всегда был кроток, избегал игр, усердно постился. Когда он не мог уразуметь Священное Писание от учителя, на помощь пришла Пресвятая Богородица, которая и потом всю его жизнь была его покровительницей и назвала его однажды "Своим избранником". Так Амос достиг совершеннолетия. Однажды на Оять по хозяйственным нуждам пришли Валаамские иноки. Один из них рассказал о своей обители и предрек Стефану и Вассе, что Амос "велик будет пред Богом и служитель Святой Троицы". Вскоре юноша, не желая заводить семью, вопреки желанию родителей, тайно ушел из дома. Ангел Божий указал ему путь на Валаам. Игумен Иоаким сразу же принял его в обитель, и Амос взялся за исполнение послушания: дни проводил в трудах, ночи - в бдении и молитве.
В 1474 г. Амос принял постриг с именем Александр. Прошло около трех лет, пока пришедшие в Мандеры карелы не рассказали Стефану и Вассе, потерявшим было надежду найти сына, что он - Валаамский монах. Стефан немедленно отправился на Валаам. Только просьба отца и наставление игумена заставили инока встретиться с прибывшим на остров родителем. И случилось чудо: разгневанный родитель, который ехал на Валаам с намерением силой увезти сына из монастыря, после разговора с ним мирно вернулся домой и вместе с супругой поступил во Введенскую обитель на р. Оять. Ныне же мы поминаем родителей прп. Алекасндра как святых прп. Сергия и Варвару Свирских. Можно съездить и поклониться им, в мощах почивающим, в ныне действующем женском Введено-Оятском монастыре, который находится неподалеку от Александро-Свирского монастыря.
Расставшись с отцом, Преподобный продолжил свои подвиги - трудился в пекарне, носил воду, дрова. Одевался в рубище и питался только хлебом с водой. Иногда, обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утра. По Валаамскому преданию, он поселился на уединенном монастырском острове "Святой" или на нынешнем острове Скитский. И до сего дня на острове сохранилась пещера, в которой жил прп.Александр, вырытая его руками могила и поставленный в память о его подвигах поклонный крест.
Но, убегая мирской славы, по воле Божией и с благословения игумена, преп. Александр оставил Валаам. Он направился на то место, которое было указано ему много лет назад в чудесном видении. Когда из родных Мандер он шел на Валаам и остановился отдохнуть на берегу Рощинского озера, он увидел световой столб и услышал предсказание, что на сем месте им будет впоследствии воздвигнута обитель иноческая.
Так в 1484 г. Преподобный, ведомый Ангелом, пришел в указанное ему Божьей Материю место близ р. Свири, "леса и озер исполненное и красно отовсюду".
Здесь, на диком полуязыческом Севере, в скромном, только зарождающемся монастыре, является человеческому взору Бог Троица в виде Трех Ангелов. Явление это не было сокрыто, о нем не умолчал ни сам прп. Александр, ни его ученики, о нем вскоре же узнали русские люди во всей полноте церковной. Смиренный свирский игумен был прославлен сразу же после кончины митрополитом Макарием, по его благословению сразу же было написано Житие Преподобного и во многих списках распространено по стране вместе с иконой, на которой прп. Александр предстоит Трем Ангелам. Почитание прп. Александра Свирского носило в те времена державный характер: его икона с 129 клеймами жития была внесена в Успенский собор Кремля, в храме Покрова на Красной площади один из пределов был освящен в честь прп. Александра Свирского, был построен храм в честь угодника Божия "на рву", в Казанском соборе на Красной площади находилась частичка мощей прп. Александра. Все великие князья и Государи вносили щедрые пожертвования на Свирский монастырь, многие посетили его как смиренные паломники.
Под конец жизни прп.Александр сподобился видения Пресвятой Богородицы, обещавшей не оставлять Своим заступничеством обитель.
За 8 лет до кончины Преподобного один благочестивый муж получил исцеление, увидев в таинственном сне его сидящим в белых одеждах на престоле в "пресветлом городе" из золота и драгоценных камней. За год до своей кончины Преподобный призвал к себе всю братию и объявил, что скоро отойдет к Богу, просил связать его тело и, бросив в болотный мох, затоптать ногами. Когда братия запротестовала, то указал не хоронить его тело в обители, на братском кладбище в отходной пустыни, у алтаря деревянной Преображенской церкви. На 86-м году, 30 августа 1533 г., он мирно преставился со словами: "Господи, в руце Твои предаю дух мой". Лицо его после кончины светилось как при жизни. В монастырской ризнице сохранялись часть его посоха, железные вериги, холщовая риза и поручи.
Вскоре у гроба Преподобного стали совершаться чудеса: исцеление от слепоты, беснования, паралича, головной боли, болезни суставов и других, по молитвам к Преподобному родила мальчика бесплодная дотоле жена финна Иакова.
А теперь вспомним, как произошло обретение мощей преподобного Александра Свирского.
В Смуту, между 1613 и 1615 гг., обитель трижды подвергалась разорениям. Литовцы и поляки замучили 27 монахов и 32 работника. Вероятно, погиб и игумен Паисий. В 1613 г. местное ополчение разгромило у Олонца интервентов и освободило край. По Столбовскому миру граница прошла западнее Ладоги и эти земли остались в пределах Московского государства. Игумен Феодорит застал уцелевшей только деревянную Никольскую церковь в отходной пустыне. К 1620 г. монастырь постепенно стал восстанавливаться попечением царственной инокини Марфы - матери первого Государя из дома Романовых. И до этого монастырь пользовался покровительством высоких особ: Ивана Грозного, считавшего монастырь образцовым, а Преп. Александра - "великим чудотворцем" (прислал в монастырь иконы на помин души царевича Ивана Ивановича, серебряный крест, колокола), семейства Годуновых, в том числе Бориса Феодоровича и Ирины Федоровны, мастерицы которой вышили покров на раку Преподобного, царя Василия Шуйского. Были восстановлены Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной, кельи и службы. Обители принадлежали крупнейшие в Олонецком крае колокола в 200 и 100 пудов.
При следующем игумене Авраамии был восстановлен в камне Преображенский собор в бывшей отходной пустыни и при этом в 1641 г. обретены и освидетельствованы мощи Преп. Александра. Это сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля были необыкновенные гром и молния, которая сияла на земле, земля над гробом Святого стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. При открытии присутствовал Новгородский митрополит Аффоний. Мощи поместили в пожертвованную Царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в оконченный строительством Преображенский собор. В конце 1870-х гг. устроена новая серебряная рака для мощей преп. Александра Свирского весом 11 пудов, а прежняя перенесена в Троицкий собор (крышка сохранилась в собрании Русского музея).
Монахи, узревшие нетленную плоть своего небесного покровителя при первом обретении мощей, были потрясены полным их нетлением и составили описание святыни. В первую очередь они указали на то, что спустя более ста лет после кончины, преподобный не выглядел умершим, а спящим, - лицо у него было как у живого человека! Более того, лицо его было узнаваемым. Ведь первые иконы прп. Александра были написаны теми людьми, которые лично его видели и они передали портретные особенности лика Тайнозрителя Пресвятой Троицы. И вот - лик, изображенный на иконах и лицо обретенных в 1641 году мощей совпадали!
Составители описания мощей в 1641 году отметили и необычное положение рук и ног у преподобного, и янтарно-желтый цвет его кожи (часто кожные покровы мощей темнеют от времени).
В ХIХ столетии были возведены братские корпуса и настоятельский надвратный корпус Преображенской части монастыря. В них сейчас проживает 18 человек современных насельников монастыря. Устроена братская трапеза, большая иконописная и книжная лавка, ризничная и рухольная.
Самая поздняя постройка в монастыре - трехъярусная колокольня, она была построена в 1904 году. Ныне на колокольне установлены 6 колоколов, звон которых слышен далеко на территории всего обширного Свирского природного заповедника.
А теперь посмотрим на те постройки, где прежде располагалась Троицкая часть монастыря, потом печально знаменитый Свирьлаг.
С 1955 года в Троицком комплексе монастыря располагается психиатрическая больница, куда свозят болящих со всей Ленинградской области. Однако все храмы в Троицкой части принадлежат монастырю. В Троицком соборе раз в году - на праздник Святой Троицы совершается богослужение.
В целом архитектура этой части монастыря очень отличается от архитектуры Преображенского комплекса. Это связано с тем, что почти сто лет монастырь был церковно-административным центром всего олонецкого края. Здесь располагалась кафедра Петрозаводского епископа, действовала духовная семинария и различные епархиальные службы.
Велись и обширные строительные работы. С 1694 по 1697 гг. был разобран обветшавший Троицкий собор и построен новый и освящен известным церковным деятелем митрополитом Иовом. В его архитектурном облике сочетаются простота и лаконизм общей композиции, восходящей к новгородской школе, и "московская" декоративность. В плане он прямоугольный, с тремя полукружиями алтарных апсид на востоке, с трех сторон охвачен одноэтажной галереей. Собор стоит на высоком булыжном фундаменте, сложен из большемерного кирпича. Когда-то наружные стены были украшены изразцами. Кирпичные наличники окон не повторяют один другой. Западная парадная лестница первоначально ведет в галерею, откуда попадаешь в обширную трапезную со сводами, опирающимися на массивный столб. В цоколе под галереей и трапезной - обширные подвалы, где находились поварня, просвирня, хлебня. Через трапезную вход в высокий основной объем собора. Световой барабан купола поддерживают 4 столба, прямоугольных в плане.
Иконы писали тихвинские мастера Гаврила Самсонов, Петр и Иван Фалилеевы, Иван Иванов, новгородец Родион Сергеев. Последние двое первоначально расписывали собор. Впоследствии собор возобновлялся при игуменах Павле (1855 г.), Агафангеле (1890-е гг.). Участник 1-го ремонта - архиепископ Олонецкий Аркадий (Федоров) жил в обители на покое и скончался 8 мая 1870 г. Место его погребения под алтарем Троицкого собора утрачено. Значительная часть замечательных росписей, преимущественно изображающих сцены из Книг Бытия и Исход, Страсти Господни, Страшный Суд, в алтаре - Святые Таинства, Святителей, уцелела, ряд икон, в том числе иконостаса, в Русском музее, остальные бесследно пропали.
Те паломники, которые приезжают в монастырь после большого перерыва (те, кто бывали здесь год или два назад) отмечают, что фрески за это время очень изменились. Важным было свидетельство человека, который в 60-е годы работал над реставрацией этих фресок. Он побывал в монастыре сразу после его открытия и еще раз приехал летом 2001 года. Войдя в Троицкий собор, он остановился в изумлении и спросил: "Кто у вас работал над реставрацией?" - "Никто". - "А почему же краски стали такими яркими и изображение рельефным?" - "Потому что произошло чудо". В Православии это называется - "иконы обновились".
В составлении данной страницы использованы материалы с сайта http://svir.orthost.ru/.
|
|
|
|