Библиотека
Священник Дмитрий Кулигин. Эсхатология священномученика Иринея Лионского.
Почерпнуть эсхатологические представления сщмч. Иринея мы можем гл. обр. из последней книги "Против ересей" (глл. 27, 28, 31...).
Очень интересна в плане эсхатологии 36 гл.
"<...> ни субстанция, ни сущность творения не уничтожается", - пишет св. Ириней. И когда человек дойдет (точнее - возвратиться) до такого состояния, что сможет воспринять нетление без риска вновь обветшать, то тогда будет новые небо и земля, где "будет пребывать новый человек, всегда собеседующий с Богом".
По поводу вечности этой новой жизни св. Ириней в доказательство ссылается на Книгу пророка Исаии (66:22).
А далее - очень любопытное пояснение по поводу мест обитания преображенного человечества. Опираясь на известную евангельскую притчу, он говорит о различии между обитанием тех или иных людей - в зависимости от тех плодов, которые они принесли в этой жизни. Одни будут взяты на небо, место обитания других - обитель райская, третьи станут жить в городе. Здесь свщмч. вспоминает слова Спасителя о множестве обителей у Его Отца (Ин. 14:2), а также апеллирует к неким пресвитерам, являющихся учениками апостолов ("как говорят пресвитеры"; "по словам пресвитеров, учеников апостольских").
То есть, подытожим, по св. Иринею люди истинно воскреснут, мир не будет уничтожен, но явятся различные места обитания для святых по достоинству каждого из них.
Когда наступит конец света - об этом мы найдем в 28 гл.
В 6 дней был создан мир. А для Бога 1000 лет - как один день. Отсюда, заключает Святой Отец, очевидно, что конец творения наступит в 6000-й год, так как "во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует".
До 2-го же пришествия Христа и Его суда души умерших будут пребывать в некоем "определенном для них Богом невидимом месте". С пришествием Христовым они снова воспримут свои тела, воскреснув "совершенно, т.е. телесно, как и Господь воскрес", и будут 1000 лет царствовать со Христом, а затем достигнут блаженного Богосозерцания.
Эсхатологические мысли нам удалось обнаружить не только в вышеназванном капитальном труде Святого Отца, но и в сохранившихся отрывках из других произведений.
Так в одном месте он также утверждает наше телесное воскресение, объясняя, каким образом это произойдет (отрывок 12). О том же он говорит и в другом месте, приводя как доказательство воскресение мертвого от умершего тела Елисея (отрывок 33). Еще в одном месте он пишет о вечном царстве, воскресении, нетлении, об уничтожении смерти и диавола (отрывок 47).
Итак, в догматическом плане, как видим, можно обнаружить у святого весьма спорные положения. Свщмч. Ириней ясно пишет о наследии праведных "в царстве земном". Эта точка зрения характерна не для православного мировоззрения, а для тех течений христианства и околохристианства, которые называются хилиастическими.
Однако не стоит забывать, что система св. Иринея Лионского развивалась в непосредственной связи с гностическим противостоянием.
март 2001
|