Библиотека
Поместный Собор 1917-18 годов: Об упорядочении церковного пения.
1. Об осмогласии
- Осмогласие является основой богослужебного пения Православной Русской Церкви.
- Все богослужебные песнопения - изменяемые обязательно, а неизменяемые предпочтительно - исполняются осмогласными распевами.
- Установившиеся общецерковные распевы, как-то: большой, малый и сокращенный знаменные, большой и сокращенный киевский и греческий признаются ценными и потому настоятельно рекомендуются для употребления на церковном клиросе. Те же распевы, которые обезличены различными редакциями, как, например, "придворный", считаются нежелательными для клироса и подлежащими постепенному упразднению.
- Отдел считает настоятельно необходимым издание отдельными книгами рекомендуемых в 3-м пункте осмогласных распевов, а равно подобных и самогласных, в мелодически выправленной редакции всех изменяемых песнопений годового круга богослужения.
Примечание: Редактирование и издание мелодий общецерковных осмогласных распевов должно быть сделано центральным церковнопевческим органом при Высшем Церковном Управлении. Заботы же о записи, изучении и издании местных распевов во всем их обеме возлагаются на епархиальные церковнопевческие советы при правящем епископе под смотрением центрального певческого органа.
- Осмогласные напевы могут исполняться за церковными службами как одноголосно, так и хором: в двух-, трех- и более голосных изложениях.
- Для хорового исполнения осмогласных распевов Отдел считает наиболее приличествующим такое изложение их, в котором сохраняется неизменяемой основная мелодия распева, соблюдаются все законы осмогласия и обрисовываются наличные черты национального церковнопесенного искусства.
- Отдел допускает также обработку существующих церковных напевов и составление последних по законам осмогласия и с более свободным применением музыкально-технических средств.
- Отдел выражает горячее желание, чтобы песнотворцы и певческие деятели прониклись усердием и отнеслись с полным вниманием к музыкальной обработке и исполнению за церковными службами изменяемых песнопений (стихир, канонов, антифонов, Блаженн, тропарей, кондаков, подобных и самогласных), до настоящего времени затеняемых песнопениями неизменяемыми и вообще весьма слабо представляемых на клиросе. Между тем они, будучи по существу нарочитыми, собственно и непосредственно относятся к данным церковным празднествам и службам. Не только опущение их в большей части, но и исполнение в певчески необработанном виде и нетщательное ведет к обезличению празднеств и служб. Вместе с тем через изятие из церковных служб изменяемых песнопений, составляющих главное содержание богослужебных книг, утрачивается для верующих огромная доля многовековой православной церковной поэзии, исчезают дары творческого вдохновения великого сонма святых песнотворцев.
2. О духовномузыкальных сочинениях
- Духовномузыкальными сочинениями Отдел считает церковнохоровые произведения, в которых песнотворец кладет в основу своей работы не определенную и точную мелодию одного из существующих распевов, а создает собственную музыку на текст богослужебного песнопения.
- Отдел разрешает употребление за церковной службой духовномузыкальных сочинений при условии: а) чтобы они были проникнуты строго молитвенным настроением, не нарушали цельности и логического смысла текста церковных песнопений, а общим характером своих мелодий и музыкальных построений отвечали бы изложенным в 6-м пункте музыкально-техническим требованиям; б) чтобы в практике клироса им предпочиталась обработка осмогласных и вообще церковных распевов.
Примечание 1. Вопрос о повторениях при церковном пении целых речений, отдельных фраз и слов будет разрешен в пределах, которые будут указаны высшим церковнопевческим органом с изложением мотивировки этого решения.
Примечание 2. Все существующие духовно-музыкальные сочинения пересматриваются центральным церковнопевческим органом в целях определения их пригодности или непригодности к церковному употреблению, составляется список произведении, допускаемых для употребления при богослужении, который печатается для сведения и руководства певческих деятелей и органов наблюдения за состоянием и ведением церковного пения. Такие списки составляются и вновь выходящим произведениям и повременно обявляются во всеобщее сведение через помещение их в общецерковном печатном органе и отдельных брошюрах.
- Отдел совершенно запрещает исполнение в храме концертов, написанных в свободном стиле западной светской музыки, в формах, неизвестных до конца XVIII века русскому народному пению. Концертные произведения могут исполняться вне храма, как наглядное пособие к лекциям по истории русского церковного пения и для других просветительных целей.
- Отдел не запрещает исполнения за церковной службой произведений для одного голоса с сопровождением хора, если они написаны на мелодии церковных распевов и представляют или древний ипофонный (подпевательный) способ исполнения пения, или являют манеру пения протопсалтов Великой церкви (Софии Константинопольской), допускаемую также при канонаршении, запеваниях головщика и чисто русских "починах" и "захватах" в стародемественном пении.
- Отдел совершенно запрещает для церковнопевческих произведений прямые заимствования мелодий и музыкальных оборотов мирской песни.
- Отдел вменяет в непременную обязанность приходского духовенства, руководителей пения в народной начальной школе и всех церковнопевческих организаций как приходских, так и окружных, всемерно заботиться о развитии и самом широком распространении в народе произведений религиозно-народного творчества, как то: псалмы, канты, колядки, духовные стихи, песнопения Богогласника западнорусских издании, Алтайской лепты (демествьнное народное пение). Вопрос об употреблении этого рода песнопений в храме и вне храма в зависимости от местных обычаев предоставляется решению церковнопевческих советов при правящем епископе.
3. Об общенародном церковном пении
- Исполнение песнопений за церковной службой может поручаться как особым хорам, состоящим из певцов-специалистов, так и всем присутствующим в храме молящимся.
- Признавая общенародное пение за церковной службой могущественным средством привлечения молящихся к действенному участию в совершении богослужения, Отдел настоятельно предлагает епархиальным епископам принять соответственные меры к повсеместному введению в практику общенародного пения за церковными службами.
- Общее наблюдение и руководство постановкой и развитием общенародного церковного пения в епархии возлагается на Епархиальные церковнопевческие советы при правящем епископе.
- Все дело организации и руководства общенародным церковным пением в приходе возлагается на приходское духовенство и церковнопевческие приходские советы.
- Отдел считает наиболее целесообразным и отвечающим интересам дела поручать непосредственное руководство общенародным церковным пением в приходе псаломщику, но в зависимости от местных условии руководство общенародным церковным пением в приходе может быть поручаемо и другим членам причта - священникам и диаконам, а также и лицам, специально приглашаемым для этой цели приходом.
- Для надлежащей подготовки таких псаломщиков-руководителей во всех епархиях на местные средства должны быть открыты соответствующие школы. Организация этих школ и непосредственное руководство их работой возлагаются на епархиальные церковнопевческие советы.
- Для создания подготовленного кадра исполнителей желательна такая постановка преподавания церковного пения в начальной школе, чтобы учащиеся в ней были подготовляемы к участию в общенародном пении за церковными службами. Должно быть восстановлено антифонное исполнение тех богослужебных песнопений, которые по Уставу положено петь на два лика, а равно и пение с канонархом.
Материалы Поместного Всероссийского Собора 1917-18 г.
Отдел I. Об упорядочении церковного пения.
|
|