РЕПОРТАЖ: Сохранив певческую культуру, беспоповцы деградировали в каноническом отношении. К такому выводу пришло большинство участников II Всероссийского практического съезда любителей древнерусского пения.
II Всероссийский практический съезд любителей древнерусского (церковного) пения открылся в Москве, в Николо-Перервинской семинарии, 28 июня. Его организаторами выступило Общество любителей древнерусского (церковного) пения во имя свт. Иова. Съезд проходит под девизом: "Знаменный распев в XXI веке. Практическое воплощение, методики обучения, перспективы развития". Молебен перед началом съезда отслужил настоятель храма св. Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров).
В отличие от прошлого года, когда подобное мероприятие проходило в Отделе РПЦ МП по связям с вооруженными силами и правоохранительными органами, на сей раз участники съезда заседают в помещениях бывшего Николо-Перервинского монастыря, что вносит некие дополнительные оттенки в атмосферу форума.
Так, по ходу заседаний для всех участников съезда была оглашена директива настоятеля обители протоиерея Владимира Чувикина о том, что "все женщины должны быть в одежде с длинными рукавами" и не снимать платки "на протяжении всей работы съезда" (стоит отметить, что даже некоторые старообрядцы в момент оглашения сей директивы обнаружились без платков). Когда один участник съезда вместе со своим пятилетним сыном проходил через территорию монастыря, то повстречавшийся ему местный священник выразил удивление относительно одежды пятилетнего мальчика: "Разве можно присутствовать на таком мероприятии в джинсах?".
На открытии рабочих заседаний со вступительным словом выступил музыковед Георгий Поляченко – известный инициатор регулярных православных музыкальных фестивалей в Москве. Приветствуя многочисленных участников съезда, он порекомендовал не забывать, что почин в возрождении знаменного пения принадлежит Анатолию Гринденко, который со своим хором одним из первых стал исполнять древнерусские песнопения уже 20 лет назад. "Теперь вот только Гринденко целиком ушел в концертную деятельность", - посетовал выступавший. Иеродиакон Павел (Коротких) рассказал об отношении к знаменному роспеву святителей-подвижников XIX в., таких как Филарет Московский и Игнатий (Брянчанинов), отметив, что они совсем не были апологетами "партеса", "как это порой выставляется сегодня". Он напомнил также, что Варсонофий Оптинский писал с грустью о непонимании древнего столпового пения в его время. Присовокупив к своему докладу и то, что "в Саровской обители во времена преп. Серафима Саровского сохранялось столповое пение, да и то, что сам преподобный, работая в огороде, певал догматик "Всемирную славу", ученый отметил, что этот факт лишь дополняет "общую картину".
Один из организаторов съезда, известный московский головщик и роспевщик Глеб Печенкин дал обстоятельный обзор современных путей воплощения знаменного пения в РПЦ МП. Дав свою систематизацию этим подходам, он вычленил абсолютно не соответствующие знаменной традиции явления - в частности "музыкальный исихазм" и "музыкальная терапия". Выступавший также подвергнул критике "представления, согласно которым, роспев представляется как особое проявление благодати, харизмы", а вникание в него – как "особый род медитации, терапевтически воздействующий на душу".
Дискуссию вызвало выступление доцента Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (МГК) Татьяны Старостиной, которая предложила на суд присутствующих опыт реконструкции песнопений русского троестрочия с применением новейших компьютерных технологий. Выступавшая рассказала о том, что в специальную компьютерную программу, кроме знаменной нотации троестрочных песнопений XVII в., были заложены параметры, соответствующие акустике Софийского собора в Великом Новгороде, в результате чего была получена предполагаемая реконструкция песнопений – как они звучали на излете русского средневековья. В ответ на интригующую новацию, участники съезда предложили поставить эксперимент непосредственно в стенах древнерусских храмов.
Опираясь на картину компьютерной реконструкции древнерусской певческой культуры, Т. Старостина заявила, что вокалу древнерусских и старообрядческих певцов была характерна совершенно непредставимая ныне сила звука, яркая окраска тембра и абсолютная несоотнесенность с инструментальным звучанием. Эти черты, по мнению исследовательницы, были еще присущи певцам и клирикам московского кафедрального Успенского собора в начале XX в., которые как на подбор имели басы-профундо и "образовывали сверхмощный по силе хор", поражавший слушателей.
"Да, такие басы давно уже на Руси выродились, их не встретишь даже в театре", – как будто в ответ Старостиной заметил старообрядческий священник Леонтий Пименов.
На состоявшейся в рамках съезда дискуссии, в частности, был поднят вопрос о соотношении канонического статуса того или иного старообрядческого согласия и чистоты певческой традиции, которую это согласие сохранило. "Почему, - недоуменно спросил один из участников съезда, - наилучшим образом традиция певческой культуры сохранилась у беспоповцев, которые при этом более чем кто-либо деградировали в каноническом отношении?".
"Да не стоит канонизировать периоды, традиции в истории знаменного пения, - ответил иерей Андрей Орлов, известный как бывший регент знаменного хора семинаристов Троице-Сергиевой Лавры. – Ведь беспоповцы не просто неканоничны, они превратились в нечто вроде секты".
За беспоповцев поспешил заступиться священник Леонтий Пименов, который посоветовал во время съезда "сосредоточиться на певческих проблемах, не касаясь вероучительных". "А по поводу беспоповцев, давайте, встретимся с Вами, отец Андрей, на отдельной дискуссии. Там этот вопрос и выясним", - добавил о. Леонтий. Он отметил также заслуги РПЦ МП в возрождении знаменного пения, назвав этот процесс "начинающимся расцветом".
На съезде была предложена еще одна научная новация. Сотрудница Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Наталья Мосягина выступила с предложением разработать новую дисциплину, подобную иконологии, в отношении певческого искусства, введя новый термин "иконопение" по образцу "иконообраза" Валерия Лепахина.
Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru" |