Библиотека
Церковь и ИНН
VII пленум Синодальной Богословской комиссии, посвященный проблеме введения индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН) 19-20 февраля 2001 г.
19–20 февраля 2001 года в Троице-Сергиевой
Лавре состоялся
очередной, VII пленум Синодальной Богословской комиссии,
посвященный проблеме введения индивидуальных номеров
налогоплательщиков (ИНН). Заседание проходило в расширенном составе:
на нем присутствовали архиереи, наместники и духовники
ставропигиальных монастырей, богословы, профессора и преподаватели
Московских Духовных школ; были приглашены также представители
налоговых органов, законодательной власти, правоведы и социологи,
журналисты. После молебна в храме Московской Духовной академии
заседание Комиссии открыл ее Председатель митрополит Минский и
Белорусский Филарет, выступивший с докладом.
В повестку дня пленума были включены
три вопроса: 1) богословские
и церковно-исторические аспекты проблемы ИНН; 2) ИНН в контексте
церковно-государственных отношений; 3) духовно-нравственные и
пастырские аспекты проблемы ИНН.
Обсуждение первого пункта повестки
дня началось с выступления
архимандрита Ианнуария (Ивлиева), профессора СПбДА, посвященного
экзегезе того места Нового Завета (Откр. 13, 16–18), которое цитируется
едва ли не в каждой посвященной данной теме публикации.
Мир, увиденный Тайновидцем Иоанном,
подчеркнул отец Ианнуарий,
есть не какой-то другой мир, но наш мир, увиденный «с точки зрения
вечности», в результате чего его восприятие существенно изменяется.
В
отличие от пророчества Даниила (Дан. 12, 4), по поводу которого пророку
сказано: ...сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени,
по поводу пророчества Апостола Иоанна говорится прямо
противоположное: Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время
близко (Откр. 22, 10). Следовательно, время Апостола Иоанна (а значит,
и
наше) поистине приблизилось, эсхатологичность мира стала уже его самой
главной характеристикой.
Правильное понимания образов Откровения
невозможно без учета
многочисленных аллюзий из Ветхого Завета, а также из политических и
социальных реалий современников Апостола, эти образы не есть всего
лишь вневременные символы. Но нельзя и принимать их слишком
буквально – как предсказание событий в реальном мире.
Мотив начертания (или клейма,
татуировки, печати) на правой руке
(кисти или запястье) и на лбу в качестве доказательства лояльности
безбожной власти – традиционный мотив эсхатологического запечатления
(например, Иез. 9). Имеет он и исторические прототипы в виде, например,
знака Диониса (листа плюща), которое приказал «начертывать» (выжигать)
на телах египетских иудеев Птолемей IV Филопатр (3 Мак. 2, 20–21),
а
также прототипы из современной Апостолу реальной жизни (клеймение
солдат, рабов, посвященных); есть указания на то, что в некоторых городах
Римской империи всякий входящий на рынок должен был принести
жертву и получить чернильный знак на запястье или на лоб, дающий право
покупать или продавать; сюда же можно отнести тефилины (филактерии)
–
ящички с текстами Пятикнижия, прикреплявшиеся евреями специальными
ремнями ко лбу и левой руке. Однако нельзя понимать начертание зверя
буквально, также и печать на челе рабов Господа (Откр. 7, 3–4; 9, 4)
не
будет носить физического характера подобно «обрезанию сердца»; речь
идет лишь о духовном согласии на рабство зверю-антихристу.
Архимандрит Ианнуарий подробно
остановился также на экзегезе
числа 666 (именно числа, а не трех шестерок). Проведя соответствующий
анализ, он отметил, что ИНН каким-то непостижимым образом были
истолкованы некоторыми как число зверя 666 (хотя номеров много, а число
666 – одно). Однако экзегеза показывает, что никакая внешняя
идентификация ни малейшего отношения к начертанию из Апокалипсиса
не имеет, ибо начертание (как бы его ни толковать применительно к
конкретной ситуации) обязательно предполагает отречение от Христа и
поклонение зверю; оно не предшествует отступничеству, но запечатлевает
уже совершившееся отступничество от Бога и Христа Его, уже
принесенную жертву поклонения Ваалу и Молоху сатанократии. И подводя
итог, архимандрит Ианнуарий отметил, что рассмотренный текст
Откровения не имеет ничего общего с той или иной переписью населения,
под номерами или без них, а то, что пишут борцы против ИНН в связи
с
разбираемым местом, – по сути дела, не библейская экзегетика, а
идеологическая интерпретация.
Президиум заседания
Вопросу о том, что такое, по толкованию
святых отцов, начертание,
имя и число имени зверя, а также когда, каким образом и кем печать
антихриста может быть принята, было посвящено выступление игумена
Андроника (Трубачева). Поскольку начертание зверя принимается вместо
Креста Спасителя (преподобный Ефрем Сирин), то можно предположить,
что само это начертание является хулою на крест, искажает начертание
креста (например, переворачивает его), заменяет изображаемый
христианами рукой на лбу крест: человек, у которого запечатлена печатью
антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а
запечатление печатью антихриста чела не дает возможности изобразить
на
челе крест и имя Господне (преподобный Ефрем Сирин, св. Ипполит
Римский). В отличие от всех других святых отцов святитель Ипполит под
начертанием на руке понимал воскурение жертвенного фимиама идолу, а
под начертанием на челе – увенчание ритуальным языческим венцом.
Некоторые святые отцы давали также нравственное толкование
начертания: правая рука – деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело
–
познание истины Божией; принявший на правую руку и чело начертание
зверя не может совершать куплю, то есть выкуп Царства Небесного за
земную жизнь (это толкование исходит из слов притчи Господней (Лк.
19,
13): Куплю дейте, дондеже прииду). Имя зверя, то есть антихриста, не
устанавливаемое на основании его числа (666), приводится в другом месте
Откровения: имя ему по-еврейски Авваддон, а по-гречески Аполлион (Откр.
9, 11), то есть губитель; оно в точности противоположно имени Христа:
Иисус – Спаситель, Авваддон (Аполлон) – губитель. Указания на имя
антихриста есть и в Ветхом Завете, где говорится об ангеле-истребителе
(1
Пар. 21, 15) и ангеле-губителе (Ис. 54, 16).
Подробно осветив различные типы
толкований числа 666 в
святоотеческой литературе, отец Андроник отметил, что ни в каком из
них
не содержится понятия предпечати антихриста, распространяемого ныне
выступающими против ИНН и весьма близкого эсхатологическим
представлениям в некоторых крайних толках старообрядчества. Понятие
предпечати антихриста образовано по подобию предтечи антихриста,
однако согласно Апокалипсису предтеча антихриста действует
одновременно с ним самим. Все святые отцы считали, что наложение
печати антихриста его лжепророком будет происходить в те три с
половиной года царствования антихриста, которые будут непосредственно
предшествовать Второму Славному Пришествию Господа нашего Иисуса
Христа; при этом они либо ничего не говорят о возможности
бессознательного принятия этой печати путем каких-либо технических
ухищрений, либо дают вполне определенный отрицательный ответ.
Принятие печати антихриста связано с такой греховной жизнью, которая
сама по себе, независимо от принятия печати антихриста, ведет к гибели.
Насильственное техническое или медико-биологическое наложение печати
антихриста на верующего во Христа и живущего по Его заповедям, тем
более если он не сознает этого, не может отлучить его от Христа.
В своей истории Церковь всегда
подчинялась гражданским
установлениям, связанным с переписью и сбором налогов, даже если эти
установления обозначались языческими религиозными символами и
надписями. Мученики отказывались участвовать в
гражданско-религиозных празднествах Римской империи только тогда,
когда это было связано с их личным непосредственным участием в
религиозном культе, в жертвоприношении. Но мероприятия, проводимые
сегодня налоговыми органами, не имеют отношения ни к какому
религиозному культу и не могут быть поводом для выхода верующих из
гражданского повиновения, так как это неизбежно приводит к расколу
внутри Церкви.
Выступление протоиерея Валентина
Асмуса было посвящено обзору
эсхатологических ожиданий в Древней Церкви. Нам, христианам, отметил
отец Валентин, не следует углубляться в вопрос о часе наступления конца
света вовсе не потому, что это будет еще не скоро, а потому, что это
может
случиться в любой момент, внезапно, и надо жить с готовностью в любой
момент предстать перед Творцом и Совершителем мира. В современном
обществе это ощущение конечности бытия полностью утрачено, о чем
свидетельствует недавнее всемирное празднование «миллениума»,
совершавшееся с убеждением, что и очередное, третье тысячелетие
предлежит вступающему в него человечеству.
В апокалиптических толкованиях
всегда уделялось большое внимание
политике, именно в событиях политической жизни видели «знаки»
приближения пришествия антихриста, что было особенно характерно для
Византии (говорят даже о государственной, или имперской, эсхатологии
в
Византии). Однако описываемые в библейских эсхатологических
пророчествах черты мира «последних времен» пока еще невозможно
опознать в реалиях современного мира.
Обсуждение первого пункта повестки
дня пленума завершилось
докладом профессора МДА М. С. Иванова, посвященным вопросу о
числовой символике в древности вообще и о библейской нумерологии в
частности.
В зале заседаний
После перерыва участники пленума
приступили к обсуждению второго
пункта повестки дня – проблемы ИНН в контексте
церковно-государственных отношений. Первым по этому вопросу
выступил секретарь ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества
протоиерей Всеволод Чаплин. Ситуация с ИНН, отметил он, негативно
влияет на церковно-государственные отношения. Нам приходится
объяснять чиновникам, почему эта государственная новация была так
негативно встречена православными верующими. И как бы ни были
убедительны наши объяснения, зачастую они воспринимаются всего лишь
как попытка Церкви уйти от уплаты налогов, добиться для себя каких-то
льгот. Причем возбуждение в среде православных не идет на убыль,
несмотря на то, что теперь не надо уже подавать заявления на получение
ИНН, а достаточно лишь заполнить анкету, и несмотря на то, что номер
этот будет присваиваться не человеку, а его налоговому счету
(предложение депутата Государственной Думы РФ Чуева). Теперь вот
мэрия хочет ввести карточку москвича – как бы и здесь не возникли
проблемы! Ибо условием получения этих карточек, без которых нельзя
будет жить в столице, может оказаться определенный идеологический
выбор (например, согласие с международными нормами права).
К сожалению, выступления по этой
и подобным вполне реальным
проблемам сегодня не слышны за криками о числе 666. Реальная проблема
защиты прав человека, которые пытаются под различными
технологическими предлогами нарушать, подменяется проблемами
надуманными. И все же в целом власти с пониманием относятся к нашему
беспокойству, идут нам навстречу по многим вопросам; надо и нам
стремиться к спокойному и трезвому обсуждению данной проблемы.
Продемонстрировав собравшимся
папку с девятью тысячами подписей
клириков и мирян из Ивановской епархии, протестующих против введения
ИНН, настоятель Московского Сретенского монастыря архимандрит
Тихон (Шевкунов) подчеркнул, что речь идет о болезни церковного
сознания: людям кажется, что, принимая ИНН, они изменяют Христу. Даже
если они ошибаются, невозможно равнодушно слышать этот крик боли,
ведь это наши братья, и мы должны максимально терпеливо разъяснять
им
существо вопроса.
Кратко напомнив историю появления
штрих-кодов, в ранних версиях
которых действительно содержались три шестерки, отец Тихон разъяснил
далее, что при формировании ИНН число 666 никоим образом не
используется. То же относится к различным электронным документам типа
кредитных карточек и тому подобных. А вот приобретающие все больший
размах процессы глобализации являют собой действительную опасность,
противостоять которой можно лишь укреплением Церкви, укреплением
страны. И тот, кто все свои силы, всю свою активность сосредотачивает
на
проблеме ИНН, кто говорит, что принявший ИНН – не христианин и не
спасется, в действительности ослабляет нашу Церковь, помогает ее врагам.
Последние же не жалеют средств: в Тульской епархии, например, роскошно
отпечатанные материалы против ИНН были доставлены в каждый храм, а
«Народное радио» уже прямо призывает: «Долой Патриарха!» Отец Тихон
напомнил собранию, что слова старцев, которые пытаются образумить
людей, извращаются: так, о письме архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
говорят, что его написал архимандрит Тихон и заставил старца прочесть.
И
такое можно услышать не только в порядке мирских пересудов – это
говорится уже с амвонов!
В зале заседаний
Затем слово было предоставлено
депутату Государственной Думы РФ,
заместителю председателя комитета по делам общественных объединений
и религиозных организаций А. В. Чуеву. Выразив сожаление, что при
обсуждении и принятии налогового кодекса не все аспекты, связанные
с
ИНН, были в достаточной мере учтены, депутат тем не менее высказал
мнение, что эта проблема в значительной части надуманна. В ИНН нет
числа 666; к тому же уже внесена поправка, по которой номер будет
присваиваться не самому человеку, а свидетельству о его постановке
на
налоговый учет (аналогично тому, как существует номер паспорта, а
отнюдь не физического лица). А вот обусловленная тенденциями
глобализации проблема возможности сбора информации о всех сторонах
деятельности человека (на первых порах преимущественно экономической)
против его воли – вполне реальна. Причем вопрос о всяческих номерах
возник только на начальных этапах компьютеризации, когда все системы
учета информации для упрощения обработки данных подгонялись под
компьютер. Однако развитие компьютерной техники вскоре позволит
обходиться без номеров: человек будет идентифицироваться по зрачкам
глаз, по отпечаткам пальцев. Нас перестанут пугать цифрами, но страшнее
другое: недопустимо, чтобы информация о человеке собиралась без всякой
законодательной основы. Необходимо разработать и принять специальный
закон, ограничивающий сбор такой информации и исключающий
возможность ее монополизации.
Выступивший затем начальник правового
управления Министерства
по налогам и сборам А. А. Устинов подчеркнул, что ИНН вводится для
упрощения учета, его применение не только позволяет государственным
органам выявлять все случаи уклонения от уплаты налогов, но полезно
и
для самого налогоплательщика, ибо дает ему возможность постоять за
свои
права в случае неправильного начисления налога. А. А. Устинов заявил,
что распространяемые сведения о том, что переход к системе ИНН
финансируется из-за рубежа, являются чистой ложью. Он
проинформировал комиссию о том, что имеется приказ министра о
недопущении насильственного присвоения ИНН гражданам, а также о том,
что ИНН по заявлению граждан может быть заменен (например, если в
него входит число 666).
В выступлении В. Н. Казаковой
можно было почувствовать душевные
переживания работников налоговой службы, глубоко страдающих от того,
что связанные именно с их профессиональной деятельностью аспекты
функционирования налоговой службы были выбраны врагами Церкви для
нанесения удара по ней.
Консультант при департаменте информационных
ресурсов И. А.
Дементьев обратил внимание слушателей на компьютерные аспекты
проблемы. В частности, он указал, что при обработке данных вид чисел
зависит от основания числовой системы, в которой они представлены,
так
что столь пугающее всех число 666 при использовании другого основания
будет иметь совершенно иной вид (например, вместо числа зверя может
быть число 438).
В эмоциональном выступлении редактора
«Даниловского
благовестника» А. А. Добросоцких проблема ИНН была рассмотрена в ее
пиаровском аспекте. Несмотря на то, что Юбилейный Архиерейский Собор
2000 года высказал соборную точку зрения по этому вопросу, отметила
выступавшая, после Собора страсти стали разгораться с новой силой.
На
многих приходах это породило панические, а иногда и раскольнические
настроения. Кампания выступлений против ИНН активно подогревается
некоторыми СМИ. Были отмечены публикации, сыгравшие значительную
роль в формировании общественного мнения по данному вопросу,
например статья иеросхимонаха Рафаила (Берестова) в «Русском вестнике»
(апрель 2000 года). Для таких публикаций характерна категоричность,
ссылки на анонимные авторитеты («один великий старец сказал: кто
принял ИНН – погибнет»). Между тем столь категорические выводы сами
по себе требуют соборной оценки. Ажиотаж вокруг ИНН разжигается и
посредством выпуска аудиокассет, которые свободно продаются на
приходах и во время различных православных мероприятий (ярмарка
«Рождественский дар», IX Рождественские образовательные чтения).
Подобные аудиозаписи (например, «ИНН и печать антихриста» и т. п.),
как
правило не имеющие каких-либо выходных данных, производят гнетущее
впечатление безысходности, повергают человека в уныние и
растерянность, поскольку лишь запугивают и угрожают, не отвечая на
вопрос, что же реально делать.
Особенно резко кампания против
ИНН ведется на страницах
интернета. На некоторых сайтах («Русского вестника» и др.) уже можно
прочесть о том, что можно спастись только отказом от ИНН, что нельзя
доверять иерархам, нельзя спастись, проживая в крупных городах, что
вообще пора христианам готовиться к мученичеству. И эта проповедь
достигает цели: православные, в том числе и священники, составляют
апокалиптические воззвания, исполненные мистическим ужасом перед
числом 666, требуют от других не принимать ИНН ни под каким видом,
не
заполнять даже анкет, выработанных налоговыми службами по
соглашению с Московским Патриархатом, не объясняя при этом, как же
жить дальше (при этом пастыри безответственно бросают чад своих на
произвол судьбы, явно превышая свои полномочия, игнорируя мнение
Патриарха и решения Собора, фактически призывают их к мученическому
исповеданию веры, к голодной смерти).
Люди, которые доселе не были замечены
в активной церковной
работе, собирают подписи под воззваниями против ИНН. По
Владимирской епархии широко распространяется листовка «Проповедь
епископа Никона на новый, 2000 год», в которой говорится, что с
изобретением микрочипа у нас отнимается свобода исповедовать Христа,
что поэтому «лучше не жениться и не иметь детей». О заседающей сейчас
Богословской комиссии говорят, что ее якобы отступнические выводы
заранее предрешены, что Священноначалие сознательно хочет обмануть
и
погубить народ Божий, скрывая «правду» об ИНН, что Патриарха
обманывают, что теперь надо слушать только старцев и спасаться хотя
бы в
одиночку. Передаются слухи о том, что старцев Николая Гурьянова и
Кирилла (Павлова) держат взаперти за то, что они якобы выступили
против ИНН.
Главная опасность, подчеркнула
А. А. Добросоцких, в том, что обо
всем этом говорят не только миряне, но и пастыри, явно превышая свои
пастырские полномочия (причем, призывая других «к подвигу до смерти»,
к отказу от продуктов со штрих-кодами, к уходу в леса, они отнюдь не
начинают «подвиг» с себя и сами никуда не уходят, продолжая получать
зарплату в своих приходах и монастырях, давно уже имеющих ИНН).
Создается атмосфера катакомбных времен, находятся люди, которые
призывают не молиться даже в Троице-Сергиевой Лавре, осквернившей
себя печатью антихриста – ИНН; якобы только в одном храме во всей
России можно молиться – в храме Святителя Николая на Берсеневке в
Москве, который отказался от такого банковского реквизита, как ИНН.
Создалась такая обстановка, когда
многие православные уже не могут
ничем заниматься, ни о чем думать, кроме ИНН; по сути дела, это и есть
настоящее отпадение от Церкви, раскол. Для его предотвращения
необходимо срочно разъяснять верующим:
– планируется ли замена наличных
денег безналичными расчетами,
– с какой целью в новом паспорте
вводится не предусмотренный
Конституцией личный номер гражданина и будет ли он тем самым ИНН,
– для каких данных под фотографией
в паспорте оставлена пустая белая
полоса,
– будет ли индивидуальный номер
на пластиковой карте отражаться с
применением штрих-кода (это самый принципиальный вопрос!) – то есть
введут ли в дальнейшем в ИНН три шестерки.
Необходимо также рассекретить
все проекты (если они есть),
связанные с применением индивидуального номера человека и сбором
информации о нем и т. д.
Среди причин, приведших к подобному
положению дел, А. А.
Добросоцких указала на малый тираж официальных церковных изданий,
что позволяет нецерковным изданиям формировать общественное мнение
даже в церковной среде. Нужна еженедельная общецерковная газета с
большим тиражом, нужен православный канал на телевидении. Наконец,
нужна аналитическая группа, чтобы вовремя предупреждать
Священноначалие о развитии опасных тенденций в Церкви.
В кулуарах заседания
В выступлении В. В. Викторова был
затронут социологический аспект
проблемы. Явлению на земле Господа Иисуса Христа, отметил
выступавший, предшествовало повеление кесаря Августа сделать перепись
по всей земле (Лк. 2, 1); потому многие полагают, что подобная перепись
будет и при появлении антихриста. Именно эта интуитивная догадка,
отождествляющая введение ИНН с указанной переписью, лежит в основе
своего рода группового психоза борьбы с ИНН. В. В. Викторов остановился
на разрабатываемой в конфликтологии (современный раздел социологии)
теории заговора и указал, что с точки зрения этой теории обсуждаемый
конфликт еще не достиг своей завершающей стадии.
К. Ю. Гордеев (общество «Святая
Русь») в своем выступлении
говорил о ряде опасностей, связанных с внедрением новых технологий
в
сбор информации и заключающихся в нарушении прав и свобод граждан,
и
указал, что временная дистанция между введением ИНН и имплантацией
каждому человеку чипа под кожу с целью тотального контроля за людьми
весьма мала и может быть очень быстро преодолена; поэтому уже сейчас
своевременно ставить вопрос о том, что можно и чего нельзя и где же
нужно остановиться в ходе реализации программы информатизации
общества.
В заключение обсуждения этого
пункта повестки для выступил депутат
Государственной Думы РФ, председатель комитета по экономической
политике и предпринимательству С. Ю. Глазьев, подробно ознакомивший
собравшихся с опасностями, которые ныне представляют для многих стран
процессы глобализации, а также со своим видением стратегии выживания
в этих условиях и методами использования этих процессов во благо
России.
Затем участники пленума перешли
к обсуждению третьего пункта
повестки дня пленума: духовно-нравственные и пастырские аспекты
проблемы ИНН и проблема индивидуального личного кода.
Прежде всего участникам заседания
были показаны видеозаписи бесед
с авторитетнейшими старцами Русской Православной Церкви
архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и протоиереем Николаем
Гурьяновым. Отец Иоанн подготовил специальное обращение к
православным, которое и прочел перед видеокамерой, призвав всех
хранить христианское трезвомыслие. Что же касается отца Николая, то
беседа с ним еще ярче продемонстрировала всю искусственность
проблемы ИНН, всю ее мелкость для человека, стоящего на высоком уровне
духовного развития: попытки берущего интервью отца Тихона (Шевкунова)
объяснить ему важность данной проблемы имели весьма малый результат,
и старец лишь удивлялся, каким это образом налоговый номер может
представить опасность для православного человека, молящегося Богу и
соблюдающего заповеди.
Первым из приглашенных на заседание
наместников
ставропигиальных монастырей выступил архимандрит Феогност
(Гузиков), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мир, в котором
мы живем, отметил он, создан Богом, и действие Промысла Божия об этом
мире отнюдь не прекратилось. Трудно себе представить, чтобы во время
строительства вавилонской башни собирались какие-то группы людей с
целью недопущения ее построения: люди понимали, что если сие
попущено Богом, то не следует стремиться самим разрушить беззаконное
предприятие, дерзновенно пытаясь остановить попущенное. В книге Иова
мы читаем о том, что сатана не мог коснуться праведника до тех пор,
пока
Господь не разрешил ему это сделать; диавол сам по себе не имеет власти,
так что и волос с головы нашей не падает без воли Бога (Лк. 21, 18).
В той ситуации, в которой мы ныне
оказались, и нам никак нельзя
забывать, что лишь Сам Господь может остановить попущенное Им. Когда
к Спасителю привели бесноватого отрока и Он исцелил его, ученики
спросили, почему они не смогли этого сделать. Господь сказал, что сей
род
ничем не изгоняется, как только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Если
ситуация, в которой мы все оказались, столь страшна, то почему же сегодня
от духовных людей не слышно призывов к покаянию, к посту, к бдению,
к
молитве, чтобы испросить у Господа исцеления от той болезни, которая
на
нас пала. Не говорит ли само это стремление листовками, прокламациями
и брошюрами остановить то, что попущено Богом, о нашей гордыне?
По мнению выступавшего, нынешнее
нестроение свидетельствует о
дефектах церковного мышления вообще и экклезиологического сознания
в
частности, присущего многим православным, в том числе и
монашествующим. В Церкви появилось много умных людей, но, к
сожалению, мало тех, кто осознает, что Церковь – это не общественная
организация, это Тело Самого Христа Спасителя, и мы, причащаясь Его
Плоти и Крови, как бы находимся в Нем.
Когда к Господу Иисусу Христу
подошел юноша и спросил, что ему
нужно сделать, чтобы спастись, Спаситель сказал: соблюдай заповеди;
на
дальнейшие же вопрошания Он ответил: если хочешь быть совершенным,
пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище
на
небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21).
Если мы так боимся индивидуального
налогового номера, то и не
должны иметь ничего облагаемого налогом, никаких личных потребностей.
Мы же лечимся в престижных ведомственных поликлиниках, живем в
теплых келлиях, питаемся хорошей пищей. Вот потому мы и делаем из
политической и экономической проблемы проблему духовную, как бы
подтверждая, что не имеем той веры, которую Господь нам заповедал.
У
меня нет необходимых технических познаний и потому нет уверенности
в
том, что ИНН не опасен. Но у меня есть Священноначалие, есть Святейший
Патриарх, есть Священный Синод. Я доверяю им, и это дает мне
необходимую внутреннюю свобода, позволяющую все свои силы отдавать
служению Лавре, служению Церкви Христовой, а не думать о том, что
меня мало касается. И когда я вижу людей, которые и в Лавре-то толком
не
хотят трудиться, не посещают больных, не ходят в тюрьмы, которых не
беспокоят реальные проблемы – ничего, кроме ИНН, то у меня
складывается глубокое убеждение, что это есть свидетельство неверия.
Моя
позиция по обсуждаемому вопросу такова: какое решение примет
Священноначалие, так мы и поступим; а все остальное – ересь и раскол.
Говорил о наличии дефектов церковного
сознания и наместник
Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), упомянув о
том, что некоторые священники, подписавшие обращение к Предстоятелю
Церкви, говорили, что хотели испытать Святейшего Патриарха (?!). С
другой стороны, он указал, что многие обращения верующих полны
неподдельной тревоги, свидетельствующей о том, что народ, являющийся,
по православному вероучению, хранителем веры, очень обеспокоен.
Чаяния Второго Пришествия всегда живы в русском народе, всегда остры
и
напряженны, но Церковь должна управлять этими процессами, а не просто
отмахиваться, что, мол, все это чепуха; людям надо все объяснить,
обосновать, тогда народ успокоится.
Свое выступление наместник Спасо-Преображенского
Валаамского
монастыря архимандрит Панкратий (Жердев) начал с цитаты из
святителя Афанасия (Сахарова): «Мы теперь так должны поступить, чтобы
душой не покривить, против единства церковного не погрешить и
соблазнов не умножить».
На каждом из нас, сказал далее
отец Панкратий, есть часть вины за то
положение, в котором Церковь сейчас оказалась. Скольких трагедий можно
было бы избежать, если бы сегодняшнее заседание состоялось год назад!
Многие из народа церковного верят листовкам и обращениям против ИНН
потому, что не слышат ясного, четкого, вразумительного голоса Церкви.
И
это порождает тревогу и смятение. В нашей обители обстановка спокойная,
у нас один из братии, уроженец Македонии, имеет такой номер с
рождения, но вовсе не погибает и народ его любит. Большинство братий
не хотят брать никаких номеров отнюдь не из-за шестерок, которые важны
лишь для некоторой фанатически настроенной части людей, – просто
иноки не хотят участвовать – пусть даже пассивно – в том деле
строительства вавилонской башни нового мирового порядка с глобальным
электронным контролем над людьми, о котором говорил отец Феогност.
По мнению отца Панкратия, каждому
должно быть предоставлено
право поступать по совести – видит он опасность в номере или нет. Себя
выступающий также отнес к тем немощным, о которых, по сообщению
Владыки Филарета, говорил и отец Кирилл (Павлов): к тем, которые не
могут и не хотят принять этот номер; то же можно сказать и о братии
Валаамского монастыря. И надо предоставить людям такую возможность,
тем более что это (по свидетельству налоговых чиновников) не так уж
и
сложно сделать.
Для братии Свято-Введенской Оптиной
пустыни, сказал архимандрит
Венедикт (Пеньков), наместник обители, проблема не только в ИНН –
вопрос ставится шире: тут и ИНН, и личные коды, и электронный паспорт,
и основное – штрих-коды с числом 666. Вы знаете, что в 1993 году в
обители произошло страшное убийство трех иноков, и если бы вы своими
глазами видели этот дымящийся от крови меч с выгравированным на нем
числом 666 и словом «сатана», видели истекающих кровью братий, то
поняли бы, почему для нас эта проблема стоит существенно острее, чем
для других. Тем не менее мы смотрим на нее довольно трезво, в частности,
никто из нас не считает, что этот номер – печать антихриста.
Затем отец Венедикт процитировал
заявление братии монастыря:
«Свое отношение к вопросу внедрения ИНН и электронных паспортов
Оптина пустынь выразила в рапортах Святейшему Патриарху Алексию с
приложением обращений братий к духовному собору весной 2000 года и
15
января сего года. Оптина пустынь по вопросу внедрения ИНН, личных
кодов, электронных паспортов выделяет три неприемлемых для нас
фактора: 1) наличие в штрих-кодах глубоко смущающей совесть человека
сатанинской символики (или по крайней мере яркий намек на эту
символику); 2) присвоение номера не документу, а самому человеку, что
унижает достоинство личности и оскорбляет Бога (судя по услышанному
нами на заседании Комиссии, эта проблема вполне разрешима, однако ту
же погрешительную функцию будет играть личный код в новом
электронном паспорте – над этим стоит также подумать); 3) внедрение
ИНН, личных кодов, электронных паспортов ярко свидетельствует о том,
что создается опаснейшая для свободы личности технология контроля,
и о
том, что наш народ насильственно втягивается в процесс глобализации
и
подчинения единой мировой системе контроля и идеологического
управления. Пагубные для Церкви и отечества плоды этого процесса мы
уже сейчас видим в области религии, нравственности, культуры,
экономики, политики и других областях жизни нашего общества.
Исходя из этих трех отрицательных
для совести христианина факторов
Оптина пустынь считает необходимым, чтобы для тех, чья совесть не
может согласиться с принятием ИНН, личных кодов, электронных
паспортов, было бы утверждено законное право не принимать эти
документы и при этом иметь полную возможность жить без ущерба для
личной, общественной и предпринимательской деятельности. Вопрос о
принятии или непринятии ИНН нельзя решать как отдельную, ни с чем не
связанную проблему. ИНН должно рассматривать только как начальное
звено в развивающейся системе тотального контроля».
Далее наместник Оптиной пустыни
подчеркнул, что трудно делать
какие-либо правильные богословские, нравственные или пастырские
заключения, рассматривая проблему ИНН вне связи с личными кодами,
электронными паспортами, чипами и тому подобным, тем более что
электронный паспорт с личным кодом, приспособленный для пользования
им за границей, например в Шенгенской зоне, уже готов к употреблению.
Рассматривая вопрос об ИНН с богословской
точки зрения, прежде
всего надо отметить, что ИНН со штрих-кодами и электронные паспорта
с
личными кодами, конечно, нельзя считать той печатью антихриста, о
которой предвозвещается в Апокалипсисе святого Апостола Иоанна
Богослова. Но несомненно то, что элементы той будущей печати в этих
документах заложены.
Можно ли сказать, что после удаления
из ИНН штрих-кода с
сатанинской символикой и присвоения номера налогоплательщика не
человеку, а документу, с богословской точки зрения ИНН теперь полностью
безобиден (ибо теперь надо полагать, что у него даже и название должно
быть другим, например номер лицевого счета)? Все-таки сказать этого
еще
нельзя: почему-то ИНН присваивают всем поголовно, даже
новорожденным младенцам. Как можно богословски оценить такой далеко
не единичный факт, когда матери в роддоме вручают новорожденного
младенца, на ножку которого привязана бирочка «ИНН такой-то»? Господь
говорит о переживаниях родившей матери, что она уже не помнит скорби
от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21), а тут что
же –
налогоплательщик родился в мир?
(Реплика митрополита Филарета:
Да нет этого, не надо придумывать;
номера, которые прикрепляют младенцам, чтобы их не перепутать, были
всегда, мы все с вами имели такие номера, но они не имеют ничего общего
с ИНН – обычно это номер палаты и кровати; если вам кто-то сообщает
такие факты, их надо проверять, ведь ваши обращения будет читать не
только Святейший Патриарх – ныне они сразу же появляются в интернете,
их будет читать вся наша паства).
Архимандрит Венедикт продолжил
свое выступление, заметив, что с
христианской точки зрения такая картина весьма безотрадна и
оскорбительна. А потому должно признать справедливым требование о
том, чтобы никакие номера не присваивались тем, кто не является
налогоплательщиком, то есть младенцам, пенсионерам, инвалидам и тому
подобным. Наличие в ИНН кощунственной символики, присвоение ИНН
человеку, а не документу, причем всем поголовно, – все это с богословской
точки зрения можно охарактеризовать просто как антихристианское
хулиганство. Конечно же христианская совесть мириться с этим никак
не
может, нужно выразить решительный протест против этого. На наших
глазах создается глобальная компьютерная технология контроля над
личностью и наше отечество активно втягивается в единую мировую
антихристианскую систему, а это уже далеко не мелкое хулиганство –
это
покушение на душу человека, на саму веру христианскую. Правильную
богословскую оценку процесса глобализации сделал Архиерейский Собор
нашей Русской Православной Церкви в августе минувшего года.
В заключение наместник Оптиной
пустыни сказал, что не найдется ни
одного православного христианина, чье нравственное чувство останется
совершенно равнодушным к вопросу о внедрении ИНН, личных кодов,
электронных паспортов. В вопросе об ИНН не должно принуждать и
строго осуждать совесть тех братьев своих, которые глубоко смущаются
подобным антихристианским кощунством, содержащимся, как им кажется,
в системе ИНН и электронных паспортов. Рассматривая проблему с
пастырской точки зрения, о чем более всего нам подобает позаботиться,
как не о том, чтобы сделать все возможное для сохранения мира
церковного и общего единодушия. Однако надежным мир может быть
только тогда, когда будет найдено правильное, отвечающее духу Евангелия
решение. Принудительные меры недопустимы. Мы уже являемся
реальными свидетелями того, как насильственное, принудительное
действие гражданских властей, а еще более властей церковных, проблему
не разрешают, а наоборот, значительно осложняют, всевая в души
православных христиан недоверие к своим пастырям.
Сохранить же мир и единство духа
в Церкви в настоящее время
возможно только через исходатайствование от правительства законного
права жить без ИНН и электронных паспортов для тех, чья совесть не
может их принимать, как это сделано, например, на Украине и в Элладской
Церкви. Конечно, надо смотреть на получение этого законного права лишь
как на первоначальную переходную меру, а в дальнейшем необходимо
сделать все для того, чтобы в вопросах налогообложения и паспортизации
была выработана единая недискриминирующая, удовлетворяющая всех
граждан система, которая должна быть устроена так, чтобы в ней
отсутствовала какая-либо оскорбительная символика; чтобы ее неудобно
было использовать в целях глобализации и тотального контроля; чтобы
она
была устроена на основе отечественной технологии и в должной мере
отвечала требованиям национальной безопасности.
На вопрос архимандрита Тихона
(Шевкунова), примет ли братия
электронные паспорта, если они никоим образом не будут связаны с
кощунственной символикой, отец наместник ответил утвердительно.
По поводу неоднократно упоминаемой
здесь альтернативной системы
учета налогоплательщиков высказался в своем выступлении руководитель
Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С. Л. Кравец,
отметивший, что система ИНН делается для того, чтобы отслеживать не
только взаимодействие налогоплательщиков с государством, но и
взаимодействие их между собой: в какие бы экономические отношения они
ни вступали друг с другом, со всего должен взиматься налог. И нужно
реально себе представлять, что любая альтернативная система будет или
временной, или иллюзорной, ибо по сути дела мы предлагаем государству,
создающему глобальную систему, сделать в ней дыру, дать возможность
какой-то части населения в этой системе не участвовать; это делает
всю
систему бессмысленной, и конечно, государство никогда не пойдет на
это.
Таким образом, говоря об ИНН, не следует впадать в иллюзии (по мнению
выступающего, рассуждения о благополучном разрешении вопроса на
Украине – также иллюзия).
Акцент на пастырском аспекте проблемы
был сделан в выступлении
архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, напомнившего эпизод из
Священной истории: когда пророк Самуил предложил царю Саулу
дождаться, чтобы Самуил совершил жертву, а Саул не стал этого делать
и
совершил жертву сам, незаконно восхитив пророческие прерогативы (1
Цар. 13, 8–14). Аналогичным образом, по мнению Владыки Алексия,
сегодня и простые верующие, и священство, не дождавшись мнения
Священноначалия, имеющего учительную роль в Церкви, начинают
высказывать свое мнение по рассматриваемой проблеме. Сейчас обе
позиции (принимать или не принимать ИНН) не являются еще
погрешительными, поскольку Церковь еще не высказала своего мнения:
равноуважаемы и мнение отца Иоанна (Крестьянкина), и мнение отца
Кирилла (Павлова). Но оба они выставляются на суд Церкви, и как только
она выскажет свое заключение, все уже должны подчинить себя власти
Церкви. Разномыслие не страшно, если только человек не закосневает
в
своем мнении и не впадает в гордыню. В связи с этим архиепископ
Алексий выразил недоумение, почему ставропигиальные монастыри
спешат высказать свое мнение, вместо того чтобы прежде запросить
мнение Святейшего Патриарха, выслушать точку зрения Первосвятителя;
вместо этого они начинают сами подсказывать и даже навязывать
Предстоятелю Церкви свое мнение. Аналогично и духовники монастырей
начинают учительствовать по этому вопросу, не испросив благословения
у
своего Преосвященного; именно этим и порождается смущение среди
православных.
На сегодняшнем заседании, сказал
в своем выступлении архиепископ
Владимирский и Суздальский Евлогий, не раз говорилось о нашей
епархии. Нельзя сказать, что мы не принимали никаких мер. Когда
движение против ИНН приобрело отчетливо выраженные черты, я вызвал
к себе главных деятелей смуты и прочитал им свой циркуляр (он сейчас
стал известен всюду) – и они все принесли мне покаяние за то, что
позволили себе обратиться к Святейшему Патриарху без моего
благословения, но по существу вопроса стояли на своем твердо.
Православные не должны забывать, подчеркнул Владыка, что власть
гражданская – также от Бога, и ее значение удерживающей силы огромно;
даже на безбожную власть мы должны смотреть как на богоустановленную
(это хорошо видно из посланий святого Патриарха Тихона). Поэтому надо
смиряться, отдавать кесарю кесарево, а не выходить из повиновения.
Проблема ИНН – абсолютно не наша, это гражданская, политическая и
экономическая проблема, и даже странно, что мы разбираем ее как
богословскую. Сам Господь дал пример отношения к делам гражданского
характера: когда некто обратился к Нему с просьбой помочь в разделе
наследства, Спаситель ответил: кто поставил Меня судить или делить
вас? (Лк. 12, 14). В этих штрих-кодах нам померещился призрак
антихриста, нам кажется, что все мироздание бесконтрольно движется
неведомо куда, несется к гибели, и нам страшно. Но Бог Вседержитель
продолжает править миром, Домостроительство нашего спасения
продолжается, и оно победно будет явлено со Вторым Славным
Пришествием Господа Иисуса Христа. Акцент следует делать не на
явлении антихриста, а на явлении Спасителя, паки грядущаго со славою
судити живым и мертвым. Мы должны с благоговением Его ожидать, а не
трястись от страха.
Готовясь к сегодняшнему заседанию,
сказал архиепископ
Белгородский и Старооскольский Иоанн, я просмотрел все имеющиеся в
интернете материалы по ИНН и убедился, что дискуссия на эту тему идет
уже более года; мы же только сейчас начинаем реагировать, и в этом
наша
большая беда. В действительности первые публикации о штрих-кодах
появились еще в начале 1990-х годов, когда Россия только готовилась
вступить в европейское экономическое пространство. Уже тогда немощных
в вере людей начали убеждать, что эти коды – печать антихриста. Мне,
как
Председателю Миссионерского отдела, особенно ясно видно, как
сегодняшние наши нестроения приводят к пополнению сект. Так, для
последователей секты Виссариона ИНН – еще один аргумент в пользу того,
чтобы не иметь никаких отношений с государством, продавать дома и
имущество, уезжать в Красноярский край и жить там натуральным
хозяйством. Все наши разъяснения и экспедиции мало помогают, секта
численно растет (сегодня в ней уже около 10 000 человек), завтра могут
появиться новые гуру и новые секты, и они, конечно, и далее будут
выступать против любых социальных нововведений.
Затем Владыка Иоанн рассказал
о своем первом знакомстве с этой
проблемой, когда в 1997 году в Белгород приехали с Украины 40 семейств,
приехали потому, что в России тогда еще не было ИНН; пришлось их
расселять по селам, оказывать материальную помощь, вести разъяснения.
Они привезли с собой множество проблем, так как стали будоражить
народ. Мы должны были как-то реагировать, обсудили эту тему на
Епархиальном собрании, и потому наши батюшки оказались
подготовленными, когда эта проблема возникла и в России. Сегодняшнее
наше решение определит, дадим ли мы повод для создания новых сект
(причем это не только проблема раскола – сектантами могут стать и
нецерковные люди). Однако, обсуждая эту трудную проблему, сказал в
заключение Владыка Иоанн, мы должны помнить о той огромной
ответственности, которая лежит на нас: мы должны не обвинять друг
друга, а любовью преодолеть все взаимные недопонимания.
Епископ Единецкий и Бричанский
Доримедонт отметил, что в
Молдавии смущения по поводу ИНН нет, но там возникла другая проблема:
в связи с распадом СССР в Молдавии был введен новый заграничный
паспорт и одновременно пластиковый паспорт, где есть еще и штрих-код,
но поскольку правительство Молдавии допускает и старые паспорта, то
это
не приводит к серьезным проблемам.
Затем выступил председатель Издательского
отдела Троице-Сергиевой
Лавры архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин). В первую очередь
он коснулся вопроса о глобализации, отметив, что уже был сделан доклад
о
процессах глобализации и о том ущербе, который наша страна понесла
от
этих процессов. Но и в духовном плане глобализация приносит страшный
вред: препятствием для создания единого мира становятся уже и
национальная культура, и традиционные исповедания, и этнографические
различия. В мире создается система глобального контроля над личностью,
и нужно быть очень осторожными, чтобы своим безразличием и
попустительством не допустить попрания свободы и прав личности,
попрания нашей веры.
Жак Атали, советник президента
Франции Ф. Миттерана и идеолог
глобализации, в книге «Линия горизонта» пишет, что будущее общество
будет обществом кочевников, лишенных родины, культуры, но обладающих
магнитными карточками, с помощью которых они удовлетворяют свои
потребности, а против тех, кто истратит все средства на этих карточках,
будут приниматься жестокие меры. То есть человек станет полностью
обезличен, лишен духовной свободы – как в концлагере. Архимандрит
Алипий подчеркнул, что именно этого многие люди и опасаются, не желая
принимать какие-либо номера, поэтому неправильно заставлять таких
людей принимать номера – это все равно что старообрядцев заставлять
креститься тремя перстами, это может привести к расколу. Пока
государство не настаивает на принятии этих номеров, и мы не должны
никого заставлять их принимать.
Выступивший затем протоиерей Владислав
Цыпин сказал, что отец
Иоанн (Крестьянкин) в своем слове, по сути дела, уже дал достаточный
для
любого христианина ответ на обсуждаемый вопрос, но это не освобождает
Комиссию от обязанности предложить Священноначалию некоторый
проект решения. Когда нам говорят о вреде глобализации, то это нас,
конечно, волнует с общегражданской точки зрения, но это – не вопрос
для
Богословской комиссии. Конечно, есть различные проекты дальнейшего
развития цивилизации, в том числе и направленные против христианства,
но через такой опыт наша Церковь уже прошла, когда задача уничтожения
веры ставилась даже не завуалированно, а прямо. И тогда уже была
дилемма: открыто заявляемые государством богоборческие цели являются
ли достаточным основанием для призыва к гражданскому
неповиновению? И ответ на этот вопрос был отрицательным (об этом
хорошо говорил сегодня Владыка Евлогий).
Условия для гражданского неповиновения,
и об этом было ясно
сказано на Юбилейном Архиерейском Соборе, возникают лишь тогда,
когда власть требует отречения от Христа или требует совершения
греховных деяний. Происходит ли отречение от Христа и измена
Православию при принятии ИНН – задался вопросом выступавший. Если
да, то мы обязаны отвергнуть номера и остаться со Христом. Если же
такой
измены не происходит, то вопрос возник на пустом месте.
В прозвучавших ранее богословских
докладах было ясно показано, что
никакой печати антихриста в этих номерах нет, это признают и те, кто
весьма критически относится к ИНН. Что еще может смущать (это
прозвучало в докладах оптинских и валаамских братий), так это то, что
там
присутствует кощунственная игра с шестерками. Но из экспертизы,
представленной отцом Тихоном, следует, что намеренного кощунства (по
крайней мере у наших гражданских начальников и специалистов,
создававших эту систему), кажется, все же нет. А если так, то
принципиальных оснований, чтобы ставить перед властями вопрос
ребром, у нас нет (хотя могут еще быть соображения пастырского
характера). Но есть другой вопрос: некоторые документы, которые
циркулируют сейчас в церковном народе, носят провокационный и
раскольнический характер, содержат прямые или завуалированные
обвинения Священноначалия. Это уже вопрос церковной дисциплины. В
6-м правиле II Вселенского Собора говорится, что всякий обвиняющий
епископа без должного обоснования, сам подлежит тому наказанию, что
предусмотрено за эту вину, если бы она была действительной. В эпоху
господства римского права это было и общеюридическим принципом;
ныне он исчез из уголовного права, но сохранился в церковном, и те,
кто
выдвигают подобные обвинения, должны об этом помнить. Но, конечно,
есть в этой проблеме и пастырско-икономический аспект: совесть многих
православных действительно смущена. Конечно, можно говорить: что же
они за православные, если их так легко поколебать ветром всяких учений,
но все же это реальность. Поэтому говоря о строгих мерах по отношению
к
тем, кто сеет смуту, я имел в виду прежде всего клириков и, может быть,
еще церковно-общественных деятелей из мирян, но, разумеется, не
обычных простых людей: не может быть и речи о том, чтобы их к чему-то
принуждать.
Затем выступил А. И. Осипов, профессор
МДА, который представил
свой анализ обсуждаемой проблемы. Он предложил идти тем же путем,
что в медицине: сначала констатируется факт, потом выявляются причины,
потом ищутся средства лечения болезни. К сегодняшней ситуации, сказал
докладчик, применимы слова Апостола Павла: Ибо надлежит быть и
разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные... Но
...если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли
вы? и
не по человеческому ли обычаю поступаете? (1 Кор. 11, 19; 3, 3). Что
за
болезнь поразила нас, что возникли такие дискуссии, споры, даже
противление официальной церковной власти? Не досадное же это
недоразумение: вдруг раз – и налетел ветерок. Эта болезнь – обмирщение,
которое явно идет по лону нашей церковной жизни.
Причин этого обмирщения много.
Главная из них связана с
монашеством, которое является душой нашей Церкви; от него зависит
духовный уровень всей нашей Церкви. А многие процессы здесь очень
тревожат: 1) искусственный рост числа монастырей, ведь их создавали
люди, которые искали строгой, серьезной духовной жизни. А сейчас
обители открываются разве по этому признаку? Нет, а только потому,
что в
этом месте ранее был монастырь. Затем ищем, кто туда поступит. Есть
насельники – нужны и священнослужители для них, и мы начинаем
интенсивно рукополагать, в том числе людей малообразованных, не
имеющих богословского образования, порой даже маловерующих, а подчас
и психически неполноценных. Смотришь – сегодня такой человек в
монашеском одеянии, а завтра он уже и священнослужитель, народ
молится на него, и он постепенно начинает назидать окружающих его
людей. Но монастыря нет без опытного духовного наставника, а где же
их
сыскать на то количество монастырей, которое есть сейчас (около 500)?
Тогда начинаем создавать этих наставников, отсюда и возникает то
явление, которое Священный Синод с горечью назвал младостарчеством,
а
надо сказать еще резче – это псевдостарчество. А основная часть нашего
церковного народа идет за духовниками, и не дай Бог, если такой духовник
окажется слепцом – оба упадут в яму. И разве этого сейчас не происходит?
Когда люди неопытные, малознающие, без духовных наставников
начинают сами пастырствовать – беда близко.
Не случайно отцы говорили: если
увидишь юношу, по своей воле
восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось на землю – это ему
полезно. В результате многие насельники или обмирщаются совершенно,
то есть теряют всю ту духовную энергию, с которой они пришли, и
постепенно превращаются в мирских людей в монашеском одеянии, или
же впадают, подвизаясь без духовного руководства, в самомнение. О таких
«младостарцах» святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Душепагубное
актерство и печальнейшая комедия старцы, которые принимают на себя
роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований. Да ведают
они, что само их намерение, сама мысль и понятие их о великом
иноческом делании и послушании суть ложные; что сам их образ мысли,
их
разум, их знание – суть самообольщение и бесовская прелесть».
Это одна причина нынешних нестроений,
но невозможно также
сомневаться, что здесь мы имеем и явную провокацию антихристианских
кругов, понимающих, чем и как можно смутить верующих, и надеющихся
сразу убить двух зайцев: произвести раскол в Церкви и ослабить ее влияние
на общество. И если бы удалось столкнуть Церковь с государством, если
бы
Церковь резко заявила: не принимаем эти номера ни при каких условиях
–
сколько было бы радости в этих кругах! А еще они надеются выставить
христианство религией глупцов, которых можно провести на чем угодно
и
заставить делать что угодно, вплоть до борьбы со своей же Церковью.
Но
все же внешние причины – не главное, главные причины сегодняшней
смуты во внутреннем состоянии Церкви.
Какие же средства лечения? Прежде
всего незамедлительное
обращение высшей церковной власти к решению вопросов внутренней
жизни Церкви. Мы почти все внимание обращаем сейчас на внешнюю
сторону дела: сколько храмов открыто, сколько монастырей открыто, а
что
в них происходит – этому уделяется значительно меньше внимания. И
собрания, подобные сегодняшнему, являются одним из шагов в
правильном направлении. Вот в докладах отца Андроника и М. С. Иванова
были поставлены конкретные вопросы, но надо выслушать, какой ответ
на
них могут дать те, для которых эти шестерки представляют проблему.
Однако сам факт такого обсуждения, как сегодняшнее, показывает, что
еще
есть духовная жизнь в нашей Церкви, есть и богословие и, значит, есть
на
что надеяться. Если же такие дискуссии будут невозможны, то уже никто
и
ничто нам не поможет и мы собственными руками разорим свою
собственную Церковь. Не проклинать надо друг друга и не
анафематствовать – мы все можем заблуждаться, все. Но если с
братолюбием и желанием поиска истины обсуждать поставленные
вопросы, мы непременно добьемся цели; а там, где нет любви, там нет
и
истины.
Затем снова взял слово наместник
Троице-Сергиевой Лавры
архимандрит Феогност, который отметил, что прозвучало много
опасений по поводу возможности установления тотального контроля над
личностью. Да, подчеркнул отец Феогност, я как человек не хочу, чтобы
моя частная жизнь стала достоянием всего общества, но не говорит ли
это
о том, что людей я боюсь больше, чем Бога? Когда Пафнутий Великий
пришел из пустыни в Александрию и блудница стала его соблазнять, оно
сказал: хорошо, только мы займемся этим там, где я тебе скажу, и повел
ее
на центральную площадь города; а когда она сказала: что ты, отче, люди
же
видят, он возразил: что нам бояться людей, если мы не боимся Бога.
Так и
здесь: когда я говорю, что как немощной человек не хочу, чтобы моя
жизнь
стала соблазном для других, то это значит, что я Бога не боюсь, а боюсь
людей. И еще относительно борьбы: здесь говорили, что, мол, строится
вавилонская башня, не хочу в этом участвовать, лучше бы динамит
подложить под нее; а вот наш Святейший Патриарх Алексий, выросший в
буржуазной Эстонии, передавал рассказ одного старца, к которому пришел
белогвардейский офицер с просьбой о благословении на сбор ополчения
против Советского Союза, и старец сказал ему: оставь, это Божие
попущение, а придет время – все это само будет рушиться, как мачтовый
лес; мы с вами видели, как рухнула могущественнейшая советская империя.
Политические методы – это не наше дело, у нас есть молитва, Господь
сказал хотевшему защитить его мечом: или думаешь, что Я не могу теперь
умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать
легионов Ангелов? (Мф. 26, 53) Наше дело – постом и молитвой умолить
Господа, и Он может пощадить наше отечество, как в свое время была
пощажена Ниневия (книга пророка Ионы), но для этого необходимо, чтобы
народ наш покаялся, и нам надо к покаянию его призывать, а не к
политическим демонстрациям.
Перед тем, как предоставить слово
следующему выступающему,
председательствующий Владыка Филарет ознакомил собравшихся с
фрагментами некоторых распространенных ныне воззваний против ИНН, а
также с поступившими в адрес Богословской комиссии телеграммами.
«Мир Христов да будет с вами дорогие отцы, братья и сестры Русской
Православной Церкви!» – такими словами, ничтоже сумняшеся, обращается
ко всей Русской Православной Церкви простой иеросхимонах Рафаил
(Берестов), и это распечатывается миллионным тиражом; спрашивается,
допустимо ли это? В одной из полученных телеграмм говорится: «...просим
защитить, оградить нас от посягательства на святые христианские имена
кодированием личности и насильственным вовлечением граждан России в
антихристианскую общемировую систему»; в другой: «...мы православные
христиане, получившие христианское имя, которое вписывается в книгу
жизни у Агнца, закланного от создания мира (Откр. 13, 8)... добровольное
принятие личного кода взамен православного имени приводит к
отречению от Христа» и так далее.
На тему о том, лишает ли номер
имени, выступил диакон Андрей
Кураев. В дискуссии по налоговым номерам, сказал отец Андрей, очень
много эмоций и богословские аргументы, что естественно для полемики,
порой заменяются поэтическими образами. Одна из таких поэтических
вольностей, которая стала штампом дискуссий вокруг ИНН, – это тезис
о
том, что цифровое обозначение или номер лишают человека христианского
имени и тем самым разрывают его связь с тем святым, в честь которого
он
назван, и с Церковью Христовой. Такого рода тезис требует более
серьезного богословского осмысления. Я не буду вдаваться в саму тематику
богословия имени хотя бы потому, что при знакомстве с трудом святителя
Григория Нисского «Против Евномия» становится ясно, что для
святоотеческого мышления имя не выражает собой сущности – это разные
реалии. Но сказанное о Божественных именах справедливо и относительно
имени человека.
Формула «номер вместо имени» оказалась
одним из самых
действенных средств для порождения в людях возмущенно-негативного
отношения к ИНН. Как публицистический прием такого рода формула
вполне уместна. Но если из поэтической метафоры делают «догмат»,
начиная понимать ее слишком буквально, это может стать и глупостью,
и
даже ересью (например, многих людей смущает то, что в поэтических
богослужебных текстах есть молитвенное обращение ко Кресту Господню
–
откуда некоторыми делается вывод, будто Крест есть особая личность).
Не
преминули скатиться в крайность и авторы листовок, призывающие
ужаснуться перед номерами: «ИНН – это личный код-номер человека,
принятие которого, по свидетельству богомудрых старцев, является
отречением от данного нам во Святом Крещении имени святого,
отречением от Бога!» (листовка «Обращение православных христиан
России по благословению духовников известных монастырей к Патриарху
Алексию).
Что ж, присмотримся к этому вопросу
повнимательнее. В ГУЛАГе
номера нашивались на одежду, и чекисты обращались к людям
обезличенно-математически: «Заключенный номер такой-то». И
арестованные христиане, отзываясь, говорили: «Я!» Неужели при этом
благодать Божия оставляла этих исповедников? Так же и сейчас: если
государство решит своих подконвойных граждан пометить номерами – это
будет неприятно. Ибо что же приятного видеть, что к тебе относятся
как к
вещи. Впрочем, неприятность и трагичность – не одно и то же. Ясно,
что
человек, которому присвоили номер, не утратил в результате этой земной
операции уникальности в глазах Божиих, не превратился в вещь ни в
глазах Творца, ни в своем собственном самопознании, ни в глазах Церкви
и ближних людей.
В современной российской армии
у каждого солдата и офицера есть
личный номер (чтобы раненого или убитого воина могли опознать свои
и,
наоборот, чтобы о нем ничего не могли узнать враги); более того – жетон
с
выбитым на нем номером носится на груди, рядом с нательным крестиком.
Но мы отнюдь не поминаем этих воинов по номеру, отнюдь не считаем,
что в Чечне за Россию сражается безымянная обезличенная масса, а не
люди с теми именами, что дали им их матери.
Человек есть образ Божий, то есть
икона. На иконе всегда неприятно
видеть написанный на ней или прибитый к ней инвентарный номер. Но
разве выбрасывают из храма икону, на которой есть такой номер, разве
перестают ее почитать? Все же перед иконой с номером молятся:
«Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас», а не: «Преподобне отче номер
79283, моли Бога о нас». Именно сравнение человека с иконой показывает,
что опасение, будто «номер лишает имени» эмоциально понятно, но
логически несостоятельно. Номер на иконе – для проверяющей
ревизионной комиссии, а для верующих она всегда останется с именем.
Так
и человек никогда не лишается своего имени – даже если при налоговой
инвентаризации он будет числиться под номером.
По православному учению, икона
связана со своим первообразом
именно именем. Когда верующий человек при взгляде на икону называет
изображенное на ней святым именем, тогда он этим именованием
отождествляет образ и первообраз и вступает в живое общение с
изображенным через молитвенную речь, изливаемую перед изображением.
Оттого, что кто-то не умеет так действовать перед иконой и так относиться
к ней, икона в глазах верующего человека не теряет своей святости.
Если во
мне кто-то не видит образа Божия, это может меня печалить, но это не
ведет к тому, что сама по себе Богообразность, с которой я был создан
Творцом, стирается. Она стирается только если я сам забываю о своем
происхождении, о своей богообразности и своими произвольными
выборами и грехами уподобляюсь не Творцу, а зверю...
Что означает это сопоставление
человека и иконы? Икона становится
свята под взглядом, направленным на нее со стороны, – под взглядом
молящегося. Поэтому по церковной традиции она выходит из почитания,
когда на ней стерлось изображение и ее невозможно идентифицировать
с
первообразом. Человек же, в отличие от иконы, освящается в зависимости
от того, как он понимает себя самого и смысл своей жизни. Это означает,
что сакральный статус иконы гораздо более уязвим, более зависим от
внешнего отношения к ней. И тем не менее на иконах даже в храмах есть
номера. И икона, плененная музеем и пронумерованная им, все равно свята
для православного – иконы всегда остаются иконами, а не превращаются
в
пронумерованные доски... Тем более не произойдет этого с людьми, на
которых государство повесило номерки, если мы сами не будем считать
себя номерами, но сохраним в себе память о Том, Чьим образом мы
являемся.
Человек вообще по-разному именует
себя в разных ситуациях. В храме
он называет себя «раб Божий такой-то». В других ситуациях представляется
по фамилии... А ведь фамилия имеет много общего с идентификационным
кодом: как и код, фамилия не выбирается; как и код, фамилия несменяема
и
остается с человеком (по крайней мере, с мужчиной) на всю жизнь. Как
и
код, фамилия должна называться при всех контактах человека с
официальными структурами. Как и код, фамилия в обиходе не включает
в
себя сведений о принадлежности человека к христианской Церкви. Как
и
код, фамилии появились сравнительно недавно – они не были в ходу в
Древней Руси, да и из отцов Древней Церкви мало кто имел фамилию
(почему и именуем мы их по месту рождения или подвига). Более того,
церковный человек, бывает, уже утратил свою фамилию (приняв
монашество, инок уходит из своего рода, из своей семьи, утрачивая
отчество и фамилию), но при этом для государства он все равно будет
обладателем определенной фамилии, вписанной в его паспорт. И на
выборах, равно как и в налоговой полиции, его будут записывать не
«иеромонахом Иоанном», но «гр. Петровым А. В.».
Имя – это один из способов опознать
(«идентифицировать») человека.
И обычно идентификация предшествует именованию. Сначала я вижу
знакомого, узнаю его знакомые черты (по голосу, походке, одежде, чертам
лица). И лишь затем, уже узнав его, я вспоминаю его имя. Иногда же
(скажем в письме или при разговоре по телефону) имя выступает в
качестве преимущественной или даже единственной опознавательной
приметы. Есть опознание людей по отпечаткам пальцев. Но если человека,
погибшего в катастрофе, опознали лишь по результатам генетической
экспертизы или по отпечаткам пальцев, то отпевать в храме его будут
все
же по имени, а значит, каким бы образом ни идентифицировали человека,
для Церкви и для родных он всегда будет связан с именем.
В жизни много ситуаций, когда
человек действует анонимно.
Например, проходя в метро, я не оповещаю всех: «Внимание, я, диакон
Андрей Кураев, прохожу через турникет!» – я просто бросаю в него
анонимный пятачок, жетон или вставляю не менее безымянную
магнитную карточку. Из того, что при этом моем контакте с
государственной службой я не назвал своего крещального имени, никак
не
следует, будто я от этого своего имени отрекся. Разве нам хотелось
бы,
чтобы турникеты в метро узнавали нас по имени и знали, когда и куда
мы
едем? Нет? Но ведь точно так же и использование номера в налоговых
документах не позволяет людям, работающим с этими документами, сразу
узнавать, с кем же именно они имеют дело.
ИНН – это номер не человека, а
налогоплательщика, речь идет об
одном из социальных проявлений личности. Если это проявление
обозначат номером, это никак не значит, что у меня украли мое церковное
имя. Когда я проявляю себя в качестве пассажира метро, то турникет
вообще никак меня не обозначает – ни именем, ни даже номером, я для
него просто тень в фотодатчике. Но я-то сам не тождествен этой своей
тени. Точно так же я не тождествен той тени, которую я оставляю в базах
данных налоговой инспекции.
Так что сама по себе ситуация,
в которой человек не называет себя
своим крещальным именем, не есть ситуация вероотступничества. Нет
оснований утверждать, будто «идентификационный номер лишает
человека имени» (листовка Одесского Успенского монастыря). Ничто не
мешает человеку в одной ситуации называть себя церковным именем, а
в
другой – по фамилии, в одном месте упомянуть свою должность, а в другой
– номер, под которым хранится информация о его жизни. Разве те люди,
что уже приняли идентификационный номер, утратили свои имена?
Когда в феврале 2000 года на собрании
братии Троице-Сергиевой
Лавры один из насельников воспроизвел страшилку о том, что, мол,
принятие и пользование налоговым номером лишает человека имени, в
ответ я взял в руки официальный бланк Лавры и, глядя на него, сказал:
«Братия обители номер 5042016770... Почему вы не откликаетесь? Это
и
есть ИНН Лавры. Он указывается на всех ее документах – рядом с
указанием полного юридического имени, адреса, банковского счета. Но
заметьте – он указывается рядом с ее именем, а не вместо него. Никто
не
перестал называть Лавру обителью Преподобного Сергия. Все осталось
по-прежнему, и вряд ли кто станет утверждать, что Лавра стала
безблагодатной с тех пор, как у нее появился свой ИНН. Зачем же пугать
прихожан слухами о том, будто принятие номера лишает человека
христианского имени?!»
Итак, то, что при некоторых обстоятельствах
человек будет
фиксироваться не по своему святому имени, не является угрозой для
христианина. То, что у человека есть иные имена, помимо крещального
(точнее говоря – не имена, а прозвища и характеристики), не означает
отречения от Христа. Разве на исповеди священники спрашивают детей:
«Не отзывался ли ты на клички, с которыми обращались к тебе твои
приятели? Не позволял ли ты называть себя Мишкой вместо церковного
имени Михаил? Не откликался ли ты, когда вместо имени к тебе
обращались: Рыжий! Клички и прозвища всегда малоприятны. Но зачем же
заверять, будто «принятие кодов есть грех отречения от христианского
имени» (Кодирование – подобие апокалиптической печати. Киев, 1998.
С.
3).
Дело же ведь не в том, как кто-то
опознает меня, а в том, кем я сам себя
считаю.
Мой кот распознает меня по каким-то
ему одному ведомым признакам.
Он не знает моего имени. И что же – это означает, что у меня имени
и
вовсе нет, если мой кот о нем не знает? Если некий замок будет
распознавать меня по отпечатку приложенного пальца, это также не будет
означать, что теперь я превратился в отпечаток пальца или что я лишился
имени. Если же налоговый компьютер будет распознавать меня с помощью
набора цифр, то и это не будет означать, что я лишился христианского
и
человеческого имени. Мы же разрешаем младенцам коверкать наши имена
и не смущаемся тем, что они неправильно их произносят (мой младший
брат звал меня «Дей!» – и меня это радовало). Ну а компьютер еще менее
интеллектуален, чем наши малыши, – он даже слогов идентифицировать
не
желает. И что же – нам из-за этого на стенку лезть?
В проекте закона «Об основных
документах Российской Федерации,
удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации» (его
обсуждение в Думе началось 21 февраля 2001 года) предполагается ввести
«личный код гражданина» – «комбинацию символов, устанавливаемую для
каждого гражданина Российской Федерации при первичном получении
паспорта гражданина Российской Федерации». Но этот код не заменяет
имени и не отменяет его, ибо в той же статье 1 проекта закона говорится:
«Имя – наименование лица, данное ему при государственной регистрации
рождения, включающее в себя индивидуальное имя, отчество (родовое
имя) и фамилию, переходящую к потомкам».
Если номер вошел в мою жизнь без
моей на то воли, надо просто
трезво учитывать это обстоятельство в некоторых жизненных ситуациях.
Если человек при заполнении какой-нибудь бумаги (скажем, квитанции
оплаты за коммунальные услуги) в графе «ИНН» проставит некий набор
цифр, он просто сообщит известный ему пароль доступа к той папке, где
хранится информация о нем. Другой вопрос, что нужно требовать
свободного доступа самих людей к той личной информации о них, что
хранится в государственных досье. Но это уже вопрос, выходящий за рамки
компетенции Богословской комиссии, задача которой, как мне
представляется, не в анализе современных политических процессов, а
в
возвращении тех или иных парабогословских тезисов в контекст
церковной православной традиции и соответствующая оценка этих
тезисов.
Уверение, будто регистрация человека
под цифрами лишает его имени,
теряет всякий смысл, если вспомнить, какова вообще сегодня технология
фотографирования, видеозаписи и телевещания. Всюду сегодня
производится так называемая цифровая запись. Это означает, что лицо
любого человека, заснятого на современную видеокамеру или на
современный фотоаппарат, анализируется компьютером и изображение
этого человека разбирается на множество точек, каждая из которых затем
хранится в памяти компьютера или транслируется по сетям связи в виде
потока цифр... И что же – неужели тот, кого засняли такой аппаратурой
во
время его посещения храма, уже перестал существовать как человек или
потерял свое христианское имя? Неужели тот, кто сам поместил такое
свое
фото в свой компьютер, уже растворился в машине и отрекся от
христианского имени? Такой вывод абсурден, а значит, абсурдно и
представление, будто регистрация под набором цифр лишает человека его
христианского имени. И значит, лишь по ведомству поэтических
преувеличений может числиться триллер из газеты «Сербский крест»:
«...строится всемирное антихристово царство, в котором каждому уж
заготовлены вместо имени номер, вместо паспорта чип, а вместо души
ее
электронная тень» (Сербский крест. Святая Русь. 2001. № 2 (51)).
Касаясь в заключение вопроса,
поставленного в выступлении К. Ю.
Гордеева: «ИНН, штрих-код, электронные документы, чипы – где же нужно
остановиться?» – отец Андрей отметил, что святые отцы никогда не
ставили вопрос о материале печати, о технологии ее нанесения. Они
интересовались другим: условиями, при которых она наносится, и
последствиями ее принятия. А будет ли она выжжена кочергой на лбу или
напечатана на компьютере, значения не имеет. Если человеку предложат
трамвайный билет приобрести на условиях отречения от Христа, то и
билет этот для него будет печатью антихриста, а если без этих условий
человеку имплантируют в организм микрочип (например, при пересадке
сердца), то и микрочип не будет таковой печатью, о чем и говорил старец
Иоанн (Крестьянкин).
Точка зрения православных, испытывающих
озабоченность в связи с
введением системы ИНН, наиболее ярко была представлена в выступлении
насельника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Исаии (Белова).
Проблема возникла оттого, сказал отец Исаия, что, когда стали вводить
эти
номера, люди сразу поняли искусственность этой системы, увидели, что
заявленная цель не соответствует приемам ее внедрения (мы слышим это
от наших прихожан, среди которых есть и бухгалтеры, и компьютерщики).
Если цель исключительно в упорядочивании налоговой деятельности, то
все можно было сделать гораздо проще, совсем не обязательно
присваивать людям номера и вводить эти сложные процедуры – номера
могли бы быть внутрикомпьютерными, внутрисистемными, а для
внешнего пользователя все могло бы остаться по-старому: фамилия, имя
и
отчество. Так и работают ныне во всем мире компьютерные системы – их
стараются сделать максимально близкими к потребителю. Здесь же на
человека возлагается колоссальная нагрузка, процедура присвоения ИНН
превращается в некоторое событие его жизни, к тому же вокруг возникает
рекламная шумиха, по телевизору показывают, например, как самому
президенту вручают этот номер и так далее. Вся эта шумиха настораживает,
все это лишнее, ненужное – это и есть дух антихриста.
Затем, когда вводится какая-то
новая система, она должна быть
апробирована на экономическую эффективность: каковы первоначальные
затраты и какой будет экономический эффект? Здесь же о выгодах речи
не
идет, получается, что эти номера нужны лишь для того, чтобы затянуть
нас
в единую мировую систему, где они являются стандартом. Это тоже
создает у людей, видящих, как последние десять лет разворовывается
Россия, тревогу: вместо того, чтобы разоблачать укрывающих доходы
миллионеров, надеются повысить налоговые сборы присвоением ИНН
пенсионерам, инвалидам, монахам, младенцам. И в том, что круг
охваченных людей гораздо шире, чем нужно для этой цели, также видно
несоответствие цели методам ее достижения. И мы в принимаемом
документе должны прямо заявить, что тревога людей обоснованна, что
надо требовать от власти, чтобы эта система делалась с максимальным
снисхождением к людям.
Теперь о числе 666: конечно, это
проблема второстепенная, но три
шестерки во всех этих кодах и номерах все же есть. Нельзя доверять
суждениям светских экспертов, для которых эта проблема является чисто
математической и которые не чувствуют нашего беспокойства.
Наконец, принятие печати вовсе
не связано с отречением от Христа (и
в Апокалипсисе нет ни слова про отречение). Возможна иная ситуация:
антихрист будет на вид неотличим от Христа, будет псевдохристом,
обольстит людей, которые, поклоняясь зверю, как Христу, тем самым
неявно будут отрекаться от Христа.
В заключение своего выступления
отец Исаия отметил, что в условиях
отсутствия у людей доверия к власти Церковь ждет от своих иерархов
обличения этой власти, как не раз уже бывало в русской истории, а не
соглашательства, и потому в нынешних условиях людей трудно призывать
к безоговорочному послушанию епископату. Тех, кто призывает к борьбе
против ИНН, по мнению выступающего, не следует считать
раскольниками.
В короткой реплике игумен Андроник
(Трубачев) выразил опасение,
что если для немощных будет допущена альтернативная система
налогового учета, то через несколько лет из этого может возникнуть
огромная духовная проблема разделения верующих на «чистых» (которые
называют сейчас себя немощными) и «нечистых»; не лучше ли нам всем
смириться и быть едиными? Христос смирился перед переписью римского
кесаря – неужели мы не можем достичь какой-то единой позиции?
Ту же точку зрения выразил протоиерей
Всеволод Чаплин, сказав, что
в диалоге с государством мы стремимся не к тому, чтобы для православных
была отдельная система налогового учета, а к тому, чтобы
общегосударственная, а в идеале и международная система были
приемлемы для нас. Если мы будем вести речь об альтернативных
пространствах, то это и в обществе нас изолирует, и внутри Церкви создаст
искушение разделения на «чистых и нечистых», как сказал об этом отец
Андроник. У кого-то возникнет соблазн обвинять людей, принявших ИНН,
в том, что они плохие пастыри и плохие христиане.
Мы можем добиться, что в течение
какого-то времени будут
одновременно действовать и старый паспорт, и электронный, но не надо
обманываться: рано или поздно электронный паспорт сделают
обязательным для всех. И потому необходимо, чтобы, во-первых, люди
были уверены, что у них на магнитной полосе электронного паспорта не
записан какой-либо антихристианский символический знак, а во-вторых,
чтобы номер присваивался не человеку, а его документу. И если мы
сможем добиться этого в Государственной Думе, то можно надеяться, что
страх перед введением электронных паспортов будет преодолен.
Второй день заседания, 20 февраля,
был посвящен выработке текста
Итогового документа VII расширенного пленума Богословской комиссии.
Журнал Московской Патриархии, 2001, № 3.
|
|