Библиотека
священник Михаил Воробьев. Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг
Пожалуй, самым незаметным православным праздником является новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год.
Всякий новогодний праздник - довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. Первое сентября Юлианского календаря (14-е - по новому стилю) - такая же условная дата.
Годовой круг богослужений привязан отнюдь не к первому сентября, а начинается праздником Пасхи. Отступки в евангельских чтениях, связанные с тем, что праздник Пасхи является переходящим, и промежуток между одной и другой Пасхой то больше, то меньше календарного года, приурочены к праздникам Воздвижения и Богоявления.
Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: "Пророк Наум, наставь на ум". В памяти при этом неизбежно вставала другая поговорка, связанная с трудностями в изучении последних букв славянского алфавита: фита и ижица - розга к афедрону ближится.
И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения субботе. От первого марта многомудрые александрийцы начинали отсчет пасхального года, высчитывая фазы луны и сопоставляя их с воскресными днями.
1 сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого, - дань гражданской византийской традиции. Начало индикта - это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт - одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Некоторые историки считает, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году.
Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион был введен в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.
С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие - Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь.
Первый Вселенский Собор (Никея, 325 год) устранил разнобой в определении времени праздника Пасхи. Святые отцы утвердили традицию Александрийской Церкви, согласно которой Пасху надлежало праздновать в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, который в эпоху Никейского собора приходился на 21 марта. Все расчеты велись в системе Юлианского календаря, являющегося одним из самых больших достижений античной науки. Уникальная простота (3 года по 365 суток и 1 високосный в 366) и сравнительная точность (ошибка в сутки накапливалась в течение 128 лет) сделали Юлианский календарь незаменимым инструментом для составления всех астрономический таблиц. Даже сейчас, спустя почти 500 лет после принятия более точного, но менее удобного Григорианского календаря, все расчеты в небесной механике производятся по старому юлианскому календарю с последующим введением поправки.
Суть любого календаря состоит в цикличности, повторяемости астрономических событий. Церковный календарь предусматривает повторяемость церковных праздников, каждый из которых является воспоминанием о некотором событии священной истории. Поэтому годовая цикличность в церковном календаре должна дополняться повторяемостью всего богослужебного круга. В христианской традиции такая богослужебная цикличность никак не может быть вмещена в границы одного астрономического года, поскольку центральная точка священной истории Воскресение Христово принадлежит совершенно иной календарной системе. Христианская Пасха тесно связана с иудейской Пасхой, время которой рассчитывается в системе чрезвычайно сложного лунно-солнечного еврейского календаря.
Эта особенность приводит к очень значительному увеличению полного церковного года, в течение которого праздник Пасхи может занимать все возможные позиции в Юлианском солнечном календаре. Полный церковный год, называвшийся в Византии назывался Великим Индиктионом, а на Руси Миротворным Кругом, продолжается 532 астрономических года. Сам промежуток времени, в который празднуется Пасха, невелик. Поскольку лунный месяц - промежуток между последовательными полнолуниями - равен в среднем 29 дням, то, с учетом того, что Пасха обязательно празднуется в воскресенье, интервал, в который она попадает, равен 35 (29+7-1) дням. То есть сама Пасха может приходиться на любой день от 22 марта (4 апреля по новому стилю) до 25 апреля (8 мая по новому стилю). Однако внутри этого тридцатипятидневного интервала Пасха движется таким образом, что все астрономически возможные варианты исчерпываются в 532 года.
Это число так велико только из-за того, что очень непросто согласовать движение Земли вокруг Солнца с движением Луны вокруг Земли, да еще принять во внимание никак не связанную с небесной механикой календарную седмицу.
Поскольку число 365 при делении на 7 дает единицу, воскресные дни, как, впрочем, и все остальные дни недели, смещаются на один день назад при переходе от одного года к другому. Если бы не было високосов, это путешествие воскресений по числам месяца совершалось бы в течение семи лет. Но поскольку в високосные годы дни недели по отношению к числам смещаются уже не на один, а на целых два дня, этот промежуток становится больше в четыре раза. Величина, равная 28 (4х7) годам, называемая кругом солнца, это минимальный промежуток времени, через который все дни недели возвращаются к своим прежним числам месяца. Это означает, между прочим, что любой гражданский календарь, если не будет потерян, через 28 лет оказывается вновь пригодным; и если бы Пасха рассчитывалась как первый воскресный день после весеннего равноденствия, то через каждые 28 лет оказывался бы пригодным и церковный календарь.
Все дело портит полнолуние, от которого зависит Пасха иудейская. Движение Луны вокруг Земли плохо вписывается в солнечный год. Именно из-за этого в еврейском календаре год состоит то из 12, то из 13 месяцев. В связи с этим полнолуния, в которые только и случается еврейская Пасха, повторяются в те же числа месяца только через 19 лет. Это число называется кругом луны.
Наименьшее общее кратное круга Солнца и круга Луны - 532 (28х19). Это и означает, что только через 532 года дни недели и фазы Луны начнут прежнее перемещение по дням и месяцам юлианского года. Это и есть полный церковный год - Великий Индиктион или Миротворный Круг. От сотворения мира, которое в православной календарной традиции привязывается к пятнице 1 марта 5508 года до Рождества Христова, до нынешнего времени прошло всего 14 полных Великих Индиктионов. Нынешний пятнадцатый Великий Индиктион начинается в 1941 году.
Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.
Одним из основополагающих принципов Православной Церкви является неприкосновенность святыни. Само понятие святости означает неотмирность, непринадлежность к обыденному пространству и времени. Православный человек знает, что иконы должны находиться на стене, быть заключены в застекленный киот, и как можно реже перемещаться с места на место. Мощи святых принято помещать в закрытые раки и ковчеги, предохраняющие их от соприкосновения с греховными устами. Столь же неприкосновенными являются догматы Церкви, основные вероучительные формулы, которые при неизбежной своей антиномичности не могут быть упрощены и исправлены. История Церкви знает, какие мощные еретические движения возникали при попытке улучшить любой догмат, принятый ее соборным разумом. Столь же неприкосновенной является святыня Великого Индиктиона, освященного Церковью Юлианского календаря.
Поэтому принятая в 1582 году из лучших побуждений (добиться большей астрономической точности и избежать постепенного перемещения праздника Пасхи от весны к лету) календарная реформа папы Григория XIII привела к немыслимому для православного сознания искажению последовательности событий. Пасха, рассчитанная по Григорианскому календарю, нередко совпадает с иудейской Пасхой, а иногда ее опережает.
В 1582 году булла Григория XIII "Inter gravissima" возвестила городу и миру о том, что следующим за 4 октября днем будет не 5, а 15 октября. Эта подвижка вернула день весеннего равноденствия, который с 325 года переместился с 21-го на 11-е марта, на его законное место. Чтобы предотвратить дальнейшее расхождение (1 сутки за 128 лет) фактического весеннего равноденствия и даты 21 марта, названной отцами Никейского собора, папа Григорий решил уменьшить число високосов на один в каждые четыреста лет. Если в Юлианском календаре високос повторялся через три года на четвертый, то в Григорианском календаре года начала столетий 1600, 1700, и так далее считались високосными только в случае, если число столетий без остатка делилось на четыре. Это нарушение в регулярности високосов привело к большим неудобствам для хронологических и астрономических расчетов. Солнечные и лунные затмения, максимумы и минимумы переменных звезд, другие важные астрономические величины можно выразить точным положительным числом суток только в системе Юлианского календаря.
Календарь - это, в первую очередь, ритм, который связывает индивидуальную жизнь человека с Космосом мироздания. Вместе с этим, календарь - это еще и историческая память человечества. Удовлетворяя этим двум потребностям, Великий Миротворный Круг включает Всемирную историю в Священную историю Церкви. В системе Великого Индиктиона повторяемость событий включается в поступательное движение Промысла Божьего, так же как сам Промысел Божий включает в себя абсолютную свободу человеческого духа.
|
|