Библиотека
Святой преподобный Роман Сладкопевец.
память 1/14 октября
Святой Роман был родом из Сирии, воспитание получил в городе Эмесе 1 и с юных лет начал угождать Богу, ведя жизнь девственную и целомудренную. Сначала он был пономарем 2 в одной из церквей города Берита 3, а потом, в царствование императора Анастасия 4, удалился в Константинополь и служил при Кировой 5 церкви в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Здесь он проводил жизнь в посте и молитвах, утруждая тело свое многочисленными подвигами и всенощным бодрствованием. С вечера он уходил во Влахерны и там всю ночь стоял на молитве, а потом возвращался обратно. Затем он был поставлен пономарем к храму святой Софии 6. Святой Роман не знал грамоты, но был благоискусен в добрых делах, коими превосходил премудрых книжников; разумом своим он стремился к Богу, гораздо больше тех, кто ищет премудрости века сего. Ибо он был одним из тех, о коих сказал апостол: буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит (1 Кор. 1, 27) 7. За добродетельную жизнь полюбил его патриарх Евфимий 8 и, видя, как он трудится в храме и с каким усердием проходит свое послушание, давал ему равную часть с клириками 9. Клирики же роптали на патриарха, говоря:
- Невежду ты поставил наравне с нами!
Они возненавидели Романа и стали строить ему козни. Однажды в навечерие праздника Рождества Христова, когда в церковь пришел царь, Роман же ставил светильники в церкви, клирики, схватив его, потащили на амвон 10, говоря:
- Ты получаешь равную с нами часть — пой же, как и мы, на амвоне хвалебную песнь Богу.
Так поступили они по зависти, желая посрамить его, ибо знали, что он не разумеет Писания и не может сего исполнить. Претерпев такое унижение от клириков при царе и при всем народе, бывшем в церкви, Роман почувствовал стыд и плакал. По окончании службы, когда все вышли из церкви, он пал ниц пред иконою Пресвятой Богородицы, горько плача и молясь. Проведши долгое время в плаче и молитве, святой Роман встал и пошел в дом свой и, не вкусив от печали пищи, забылся сном. И вот во сне явилась ему Пресвятая Владычица наша Богородица, утешение всех скорбящих, держа в руке небольшой книжный свиток 11, и сказала Роману тихим голосом:
- Открой уста!
Когда Роман открыл уста свои, Владычица вложила в них свиток и повелела съесть его. Роман проглотил хартию и тотчас проснулся, но никого не увидел пред собою, ибо Явившаяся стала невидима. Сердце его исполнилось неизреченной сладости и радости духовной, и стал он размышлять о том, что увидел. В уме же своем он вдруг ощутил разумение книжное, ибо Дева Богородица, как некогда Сын Ее — Своим апостолам, отверзла ему ум к разумению писаний. Он исполнился великой премудрости и стал со слезами благодарить Наставницу свою за то, что в одно мгновение Она даровала ему такие познания, каких он не мог бы достигнуть в течение многих лет.
Наступил час всенощного бдения, и святой Роман, радуясь благодати, дарованной ему Богоблагодатною Девою, пошел в церковь. Когда нужно было воспеть песнопение в честь праздника, святой Роман взошел на амвон и воспел сладким гласом свой кондак, который сложил он в уме своем:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо предвечный Бог 12
Все, видевшие и слышавшие сие, удивлялись и услаждались пением Романа, вникая в смысл песнопения. Когда же он окончил свою песнь, патриарх спросил, откуда у него такая премудрость. Роман не скрыл чуда Богородицы, но исповедал Ее благодать и прославлял вразумившую его Небесную Наставницу. Клирики, оскорбившие его, устыдились и, покаявшись, пали к ногам Романа, прося у него прощения. Патриарх же тотчас поставил святого Романа диаконом, и из уст его премудрость потекла как река, а тем, кто сначала упрекал его за простоту и невежество, пришлось потом самим же у него учиться. Он составил множество кондаков 13 на праздники Господские и Богородичные и на память многих святых, так что его кондаков насчитывалось более тысячи 14. И был он всеми весьма любим и почитаем. Проведя жизнь свою богоугодно и праведно, он переселился в вечные обители и ныне с ангельскими ликами вечно воспевает Богу трисвятую песнь15. Аминь.
Кондак преподобного, глас 8
Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре,/ Церкви Христове пречестное украшение был еси,/ пением бо прекрасным украсив ю блаженне./ Тем молим тя: подаждь желающым Божественного дарования твоего,/ яко да вопием ти:// радуйся, отче преблаженне, красото церковная.
Примечания
1. Эмеса-город в Сирии на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море.
2. Пономарь, или, правильнее: парамонарь, — приставник для охранения храма и священных мест и наблюдения за их чистотою; на его же должности, по Уставу Церковному, полагалось: звонить к богослужению, вжигать и гасить богослужебные светильники, приготовлять и подавать кадильницу.
3. Берит-нынешний Бейрут-древний город Финикии на берегу Средиземного моря; в V в. процветал и славился своей высшей школой риторики, поэтики и права; ныне-главный административный город азиатско-турецкой Сирии и важнейший торговый пункт Сирийского побережья, с населением 80 000 жителей.
4. Анастасий I — Византийский император с 491-го по 518 г.
5. Кир — знаменитый поэт и префект столицы при императоре Феодосии Младшем, потом епископ Смирнский и песнопевец православной восточной церкви ( + 470 г.) — подарил столице памятник вкуса и благочестия своего-великолепный храм Богоматери, который от него и получил свое наименование и после него назывался Кировым. Впоследствии при храме сем возникла обитель. Был ли монастырь при Кировом храме во времена Романа-неизвестно; но греческий подлинник жития его дает понять, что Роман не только служил при Кировом храме, но и жил в зданиях, принадлежавших сему храму.
6. Главный великолепный собор Константинополя во имя Софии — Премудрости Божией, первоначально создан Константином Великим. Впоследствии этот собор был великолепно возобновлен и расширен императором Юстинианом Великим в 537 году; в 1453 г., по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть. Юстиниановский храм св. Софии представляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития.
7. Это потому, что премудрость человеческая, предоставленная только себе, не привыкши прислушиваться к голосу откровения и разума Божия, впадает в заблуждения, отвергает высокие, спасительные истины, о всем судит кичливо и разрушительно. Напротив, буйство о Христе ничего не испытывает, а все смиренно принимает верою; оно кажется безумием в глазах мира сего, но оно-то и есть истинная премудрость, которая, по апостолу, первее чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь миости и плодов благих, несумненна и нелицемерна (Иак. 3, 17). Эта премудрость некнижных делает премудрее ученых мира сего.
8. Св. Евфимий-патриарх Константинопольский с 490-го по 496 г.
9. Под клириками здесь разумеются церковнослужители, посвященные на то чрез особое архиерейское благословение, чрез хиротесию — чтецы и певцы. Очевидно, что св. Роман до того времени не принадлежал к их числу.
10. Амвон (с греческого: возвышение) начинается от средины другого предалтарного возвышения-солеи и выступом выдвигается вперед в храм. В древних церквах амвоны значительно выдвигались над солеей, и на них вели даже иногда лестницы. Амвоны предназначались прежде не только для проповеди и молитв священнослужителей, но и для певцов и чтецов, принявших священное пострижение, чтобы они удобнее были видимы и слышимы молящимися; впоследствии для сего устроены клиросы. Но низшие непосвященные церковнослужители не имели даже права входить на амвон.
11. По-гречески: kontakton, т. е. тонкий сверток исписанного с обеих сторон пергамента; этим именем назывались, в частности, свертки с церковными песнями или службами.
12. Кондак на праздник Рождества Христова.
13. Таким образом Роман Сладкопевец первый начал писать кондаки и справедливо признается отцами Церкви творцом кондаков. Самое название кондаков носит на себе воспоминание о творце их и получило свое название от греческого наименования того пергаментного свитка, который Богородица повелела Роману в сновидении проглотить. Под сим именем с тех пор стали разуметься в церкви краткие церковно-богослужебные песнопения в честь Господних и Богородичных праздников, а также в честь святых и в память усопших, излагающие сущность праздников и составляющие как бы тему для всего богослужебного их чинопоследования.
14. Св. Роман остался в истории христианского песнотворчества с именем Сладкопевца и признается по справедливости лучшим песнописцем, как по богатству мыслей, содержащихся в его песнопениях, так по их поэтической вдохновенности, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка. Церковь в своих песнопениях воспевает его гуслей сладковещанной, сладкогласной цитрой Божественного Духа, свирелью церковною, соловьем божественных песней, струной преславных слов Духа и т. д. (Стихиры). — Кроме кондаков, св. Роман Сладкопевец считается творцом и икосов, которые, по свидетельству Марка Ефесского, вместе с кондаками петы были в одних прекрасных тех покоях (по греч. Otoz — дом, покой), где священный муж имел обыкновение проводить ночи в бдении; отсюда-то они и получили такое название.
«Икосами» называются в Церкви пространнейшие песнопения в честь и память праздника или в память усопших. По своему содержанию они сходны с кондаками, пишутся одним размером и поются на один глас. Икос всегда следует за кондаком, так как представляет развитие последнего.
15. Жизнь и деятельность св. Романа Сладкопевца относится ко 2-й половине V века. Кончина его последовала в конце сего века.
|
|