Библиотека
Ченстоховская икона Божией Матери
память 6 / 19 марта
Ченстоховская икона
Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой
Богородицы, которые написал святой евангелист Лука (память 18 октября).
Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66-67 гг., во
время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита,
христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они
сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ. В 326 г., когда
св. царица Елена (память 21 мая) ходила в Иерусалим для поклонения
святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту
икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где
святыня находилась в течение пяти веков.
В Россию чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова
(Лемберга - 1268-1270), галицко-волынским князем Львом Даниловичем, и
помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства.
Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу
Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз.
Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и
поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный
образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на
татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и
удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела
князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую. Основав в
1352 г. монастырь на Ясной горе (за множество происходивших там чудес ее называли "горой свидения"),
князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена.
Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех
сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила
удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один
из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по
лику. Тут же справедливая кара постигла всех: первого разорвало на части,
у второго отсохла рука, остальные упали замертво или поражены были
слепотою.
В середине XVII в. шведский король Карл Х Густав, взяв Варшаву и Краков, потерпел поражение под Ченстоховским
монастырем на Ясной горе. Помощь и заступление Царицы Небесной ободрили
поляков, а король Ян Казимир, возвратясь во Львов, обнародовал манифест,
по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери,
называя Ченстоховский Ее образ "Польской Королевой". Война со шведами в
1656 г. закончилась для Польши успешно.
Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского
монастыря. С этой иконы сделано было много списков как для католических, так и для православных храмов.
В 1813 г., когда русские войска вошли в Ченстоховскую крепость, настоятель и братия Лавры
поднесли генералу Сакену список с чудотворного образа. Впоследствии эта икона была поставлена
в Санкт-Петербурге в Казанском соборе.
До сих пор этот Ченстоховский образ является особо чтимым как среди вных, так и среди католиков.
Акафист Ченстоховской иконе можно посмотреть здесь.
|