Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


XIV Рождественские чтения в Москве (2006 г.).

Доклад президента славянского фонда России, заслуженного работника культуры РФ, члена Общественной Палаты РФ Г.В. Боголюбовой "Славянская культура в эпоху глобализации".


В истории славянских народов Константинополь сыграл огромную роль. Он был крупнейшим центром европейской культуры в течение более тысячи лет: от античной эпохи до развитого средневековья, практически до эпохи ренессанса, в которую он внес большой вклад. Отсюда, из Византии, к славянским народам пришла письменность. Отсюда же пришло ко многим из них и христианство, принявшее позднее черты православия. Падение Константинополя в 1453 году угасило этот очаг культуры. Для славянских народов это был сильный удар со многими негативными последствиями. Больше других пострадали южнославянские народы — болгары и сербы, а также греки и румыны, попавшие на долгие века под османское владычество.

Но бурный расцвет славянских культур в XVIII и XIX  веках, способствовал становлению национального самосознания, именно культура, борьба за её национальные формы явилась основной сферой политической, общественной и духовной жизни славянства. Происходит становление новых литературных языков, собиратели фольклора дают импульс к созданию оригинальных произведений народного творчества. Славянский романтизм       становится ведущим стилем эпох, основная направленность которого, основывается на идеях патриотизма. Появились выдающиеся поэты, художники, композиторы: Пушкин, Лермонтов, Чайковский, Мусоргский, Суриков, Верещагин - целая плеяда деятелей культуры, внёсших огромный вклад в европейское культурное пространство.

Были сломлены представления сложившиеся в западных странах о том, что европейская цивилизация сконцентрирована лишь вокруг романо-германской оси. Между тем европейский континент даже с этнополитической точки зрения — всегда был славяно-романо-германским треугольником. А культура играла и играет основополагающую роль в понятии цивилизации.

Европейская цивилизация представляется весьма сложным явлением. В основе ее лежат христианство (будь то в католической, православной или протестантской форме) и античное наследие (эллинское и римское). Она вышла далеко за пределы европейского континента и включает в себя Северную Америку (США и Канаду), Латинскую Америку, Австралию и даже Новую Зеландию. Очевидно, что отдельные ее части обладают определенным своеобразием и известной автономией. Такой автономией обладает и «славянский мир», т.е. совокупность славянских народов, по крайней мере, та их часть, которая пред­ставлена православными народами. С известной долей условности сюда примыкают и народы, входящие в круг «поствизантийского наследия» (в Европе — греки и румыны, на Кавказе — грузины и армяне). Говоря о славянах, следует учитывать, что они никогда не жили изолированно от других народов, тесно с ними взаимодействовали, а в отношениях между собой - нередко враждовали.

Если взять европейскую цивилизацию в рамках европейского континента, то надо отметить, что она представлена рядом базовых культур, в число которых входят французская, германская, английская, итальянская, а также русская культура. Для русской культуры и ее гуманитарного комплекса характерно наличие трёх проблем, которые появились в период формирования современного национального самосознания в XIX веке и памятны по дискуссиям того времени между славянофилами и западниками - «Россия и славянский мир» и «Россия и Запад», «Россия и Восток». Все эти три проблемы составляют тот далеко не равнобедренный треугольник, в котором бьется живая мысль и в настоящее время.

Отмеченные проблемы всегда волновали русское общественное мнение. Естественно, что интерес к ним возрастал в переломные эпохи. В самом   начале Первой мировой войны Валерий Брюсов — поэт-философ, энциклопедически образованный человек, обладавший широчайшими знаниями и умением формулировать проблемы, написал стихотворение, в котором было следующее четверостишие:

Не надо несбыточных грез. Не надо красивых утопий. Мы старый решаем вопрос:

Кто мы в этой старой Европе?

Хотя В. Брюсов и не дал окончательного ответа на этот вопрос, характерно, что он как бы перекликался с известным стихотворением Александра Блока: «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными очами». Так ли это? Теория «Евразийства» стала заполнять культурное пространство России. Её объявляют особой цивилизацией с евразийским менталитетом. Выдающийся русский учёный Н.А.Бердяев считал эту теорию вредной, так как она отрезала Россию от славянства, отмежёвывала от Европы и отодвигала далеко на Восток. Россия всегда была страной, органически входящей в европейскую цивилизацию, и с соответствующей культурой, которая имеет, конечно, ярко выраженное своеобразие. Выдающийся современный славяновед, профессор, директор института славяноведения В.К.Волков, так ответил на поставленный В.Брюсовым вопрос:

О нет, не скифы мы, не гунны, не сарматы

Мы европейцы, а не азиаты.

Если говорить о нынешнем положении славянских народов в рамках европейской цивилизации, придется констатировать их крайнюю распыленность. Крушение коммунистического строя сопровождалось распадом многонациональных государств — СССР, Югославии, Чехословакии, проживших более 70 лет в рамках единых государств. Причины такого разъединения коренятся в особенностях доставшихся в наследие от советского периода как следствие не только социальных, но и национальных экспериментов, проводившихся над целыми народами. Это третий переживаемый славянскими народами кризис в отношениях между собой (первые два наблюдались после Берлинского конгресса 1878 г. и после Октябрьской революции в России 1917г., когда правительство демонстративно отмежевывалось от любых форм сотрудничества славянских народов). Вновь образованные славянские государства на постсоветском и постюгославском пространстве редко ладят между собой, многие из них стремятся к вступлению в НАТО и в Европейский Союз, причем пренебрегая прежним сотрудничеством.

Между тем эпоха глобализации и информатики, в которую мы ныне вступили, несет с собой не только заложенные в ней положительные технические возможности, но и определенные угрозы национальным культурам. Засилье безликой, массовой поп-культуры, базирующейся на формуле трёх «С» страхе - сексе - силе, не только на экранах телевизоров, но и в повседневном быту, грозит cвести национальную идентичность до этнографического уровня. Особенно тяжелые испытания судьба может приготовить малым славянским народам, недавно обретшим свою государственность, каких теперь немало. Словенцев и македонцев насчитывается до 2 млн. человек. Словаков и хорватов — до 5 млн. Каков должен быть порог численности народов, способных выстоять в глобализирующемся мире?

Совершенно естественно, что каждая славянская страна в своих действиях будет руководствоваться собственными национально-государственными интересами. Никто не прогно­зирует каких-то политических объединений по этническому признаку. Но сотрудничество стран, экономика которых складывалась ранее в рамках единого народно-хозяйственного комплекса, просто необходимо. К числу приоритетных сфер сотрудничества относится и культура. При этом нельзя допускать проявления ксенофобии, которая грозит серьезными политическими конфликтами. Она существует между отдельными славянскими народами.

Но наиболее тяжкие последствия может повлечь за собой русофобия, которая в последнее десятилетие дала о себе знать как в прибалтийских странах, так и в некоторых славянских государствах. Эти настроения опасны, в первую очередь, для них самих. Русофобия — это раковая опухоль на теле славянства. Для оценки ее следует иметь в виду, что Россия является крупнейшим славянским государством, а русские по численности составляют большую половину всех славян. Более того, русская культура обладает статусом одной из базовых культур европейской цивилизации, чем не может похвастаться ни один другой славянский народ. Даже с этой точки зрения русофобия сродни желанию плюнуть в колодец, из которого потом придется напиться. Следует также иметь в виду, что «новый мировой порядок», становление которого мы наблюдаем сейчас и который является очередной конкретно-исторической системой международных отношений, не может быть вечным.

Но и в нынешней геополитической ситуации, если отбросить пропагандистскую шелуху и не быть жертвой информационно-психологической войны, которая не прекращается в мире ни на минуту, Россия ни в коей мере не является пешкой, она остается     великой     державой      по      своему политическому весу и военной мощи. Что же касается ее экономического положения (которое также улучшается), то еще наш великий историк В.О. Ключевский отмечал, что уровень жизни россиян никогда не соответствовал ее реальной роли в мировой политике.

Подводя итог сказанному, хочу еще раз подчеркнуть: славянство в целом и Россия, в частности, принадлежат по всем параметрам европейской цивилизации. Вклад всех народов и их культур в ее развитие чрезвычайно высок. И нам надо постараться сохранить все то ценное, что было накоплено веками. Культура есть материализованная субстанция духовного состояния общества. И оттого, каким будет духовное состояние общества, зависит будущее нашей страны, будущее цивилизации, будущее нашей планеты Земля!

(В докладе использованы материалы международного симпозиума «Славянский мир в третьем тысячелетии», научные исследования Члена-корреспондента РАН, директора института славяноведения РАН - В.К.Волкова).



Фотографии с секции "Глобализация: векторы разрушения и пути защиты" можно посмотреть здесь.
Резолюцию секции "Глобализация: векторы разрушения и пути защиты" можно почитать здесь.
Другие документы с XIV Рождественских чтений можно почитать здесь.