ФОТОГАЛЕРЕЯ
1-ая конференция, посвященная осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского (28-30 сентября 2007 г.).
Прошло уже несколько лет со дня кончины выдающегося пастыря XX века митрополита Сурожского Антония (Блума). Несмотря на то, что Владыка, по сути, ничего не писал, после него остался громадный материал - его беседы, проповеди, его труды по созиданию Церкви Христовой. Для того, чтобы хоть как-то осмыслить все это, нужны годы и годы. Однако с чего-то и когда-то надо начинать. И вот, в конце сентября 2007 г. Фондом "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского" совместно с Библиотекой-Фондом "Русское Зарубежье" была проведена 1-ая конференция, посвященная даже не самому наследию великого архипастыря, а его осмыслению.
Коференцию приветствовал кратким словом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а также возглавляющий Богословскую комиссию РПЦ Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет.
Как впоследствии отметила Елена Львовна Майданович, "как одно из достоинств конференции присутствующие отмечали дух любви и братства, царивший в переполненном зале", а доклады были столь разнообразны и интересны и их было так много, что " на подробное обсуждение недостало времени". "Не было забыто и молитвенное единение: вечерню на второй день (суббота) и заключительную панихиду отслужили на месте, а в воскресенье утром многие собрались на Литургию в одном из ближних храмов, где настоятель, протоиерей Валентин Радугин, давний почитатель Владыки Антония, пригласил к сослужению клириков из числа участников конференции".
К конференции была приурочена выставка фотографий и изданий в здании Библиотеки-Фонда "Русское Зарубежье", которая продолжалась до конца октября.
Конференция и проходила в здании Библиотеки-Фонда "Русское Зарубежье" на Нижней Радищевской улице и продолжалась трое суток - с 28 по 30 сентября. С ее насыщенной программой можно ознакомиться здесь.
Ниже - фоторассказ лишь только о первом дне этой конференции.
После молитвы и приветственного слова первым из докладчиков выступил игумен Петр (Мещеринов). Он прочитал замечательный доклад на тему "Митрополит Антоний как пример христианской жизни в современных условиях".
Сам текст доклада можно прочитать в нашей "Библиотеке" (он находится здесь). Здесь же приведем некоторые мысли из него:
Владыка Антоний не был духовником в привычном нам смысле. Он не тащил никого за руку, он показывал пример, как нужно жить. Пастырство владыки Антония основано не на авторитаризме...
Что касается эклезиологии. Есть две эклезиологии: по свт. Феофану, человек может непосредственно общаться с Богом; по другой - такого общения быть не может, человек общается только через что-то - идеологию ("Москва - Третий Рим"), традицию и т.п. Владыка Антоний был приверженец 1-ой эклезиологии, настоящей.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорил: какое общество - такая и Церковь. Это и сейчас. Стадность, коммерциализация... - все это проникает в Церковь. Владыка Антоний своей жизнью противостоял подобному.
"Позиция частного лица": во главе угла - личное богообщение, а не идеология. Должно быть раскрытие Церкви по отношению к себе, а не страх быть самим собой.
Игумен Петр (Мещеринов). Доклад на тему "Митрополит Антоний как пример христианской жизни в современных условиях".
Следующим докладчиком был англичанин прот. Стефан Хедли, который выступил с докладом на тему "Митрополит Антоний: проповедь евангельской простоты" (по-английски, с переводом на русский язык). Вот некоторые выдержки из этого доклада:
Владыка Антоний говорил честно. Своим священником он рекомендовал не увлекаться критикой. Он помогал человеку и - отходил в сторону. Владыка Антоний старался избежать превращения Евангелия в набор клише.
Протоиерей Стефан Хедли. Доклад на тему "Митрополит Антоний: проповедь евангельской простоты".
После этого выступления о простоте прозвучал не совсем простой по изложению доклад А.И. Кырлежева на тему: "Митрополит Антоний: контекст жизни и служения". Речь шла о диаспоральности, инкультурации, спиритуализме, керигматическом богословии, экзистенциальном трансцензусе, концептуализации, дихотомии, объективированном мире и других подобных вещах.
А.И. Кырлежев. Доклад на тему "Митрополит Антоний: контекст жизни и служения".
Следующим выступающим был священник из Нидерландов прот. Сергий Овсянников с докладом "Быть здесь и сейчас…". Некоторые мысли этого доклада:
Присутствие - "быть при сути". Отцы Церкви говорили о сведении ума в сердце, т.е. о пребывании в настоящем, а мы находимся в прошлом - в сетовании о том, что было, или в будущем - в мечтах.
Молчание - не как отсутствие слова, а как исихия, безмолвие. Владыка Антоний как-то сказал, что молчание есть изумление. Молчание не есть пассивное состояние. "Аз есмь" - Бог. "Аз есмь" - это пребывание в настоящем.
Владыка говорил не "вдвоем", а "втроем": ты, он и - обязательно Христос... Владыка был великим в том смысле, что он не опускался до мелочности, до фрагментарности; он был целостен.
Протоиерей Сергий Овсянников: "Быть здесь и сейчас...".
Далее прозвучал доклад Анны Ильиничны Шмаиной-Великановой: "Духовное завещание митрополита Антония".
А.И. Шмаина-Великанова: "Духовное завещание митрополита Антония". По правую руку от нее - Б.А. Воскресенский, по левую - И.Я. фон Шлиппе.
Затем выступила Елена Владимировна Белякова с интереснейшим докладом "Канонические основы Устава Сурожской епархии". Одной из особенностей устава Сурожской епархии она отметила то, что главным являлся не административный, а евхаристический момент. "Единая евхаристическая община" - таково понимание епархии по этому уставу.
Е.В. Белякова: "Канонические основы Устава Сурожской епархии".
После доклада "Богословие дружбы" Дмитрия Юрьевича Строцева был зачитан доклад А. Дибо "Наследие митрополита Антония". Ввиду отсутствия автора доклад читала Ирина Яновна фон Шлиппе. Отметим следующие мысли этого доклада:
Примирение для владыки Антония не было компромиссом, он был против какой-либо дискриминации. Когда его спросили о возрождении института диаконисс, он ответил: я - против, если под диакониссой будет подразумеваться служанка. Иерархическую же систему владыка не мыслил иерархией власти: священник, епископ - слуги своей паствы. Он подчеркивал, что мы не можем принадлежать Церкви механически - только действенно, жизненно. А если сегодня наших детей нет в Церкви, то какова цена нашей молитвы?..
Затем был зачитан доклад Дж. Кроу "Христианство в жизни" (автор тоже не смогла приехать лично). Некоторые выдержки из него:
"Лучше нарушить правило, чем человека", - говорил владыка своим священникам. Исповедь же надо начинать с того, что спросить себя: чем я обидел Бога? Еще о исповеди: "Вынь голову из помойки и посмотри вверх".
Затем состоялся круглый стол на тему «Контуры учения митрополита Антония». Среди выступавших были протодиакон Петр Скорер, В.И. Матвеева, О.А. Седакова.
Протодиакон Петр Скорер напомнил о том, что владыка требовал от людей полной отдачи и это порой пугало людей. Он также обратил внимание, что существует опасность пользоваться владыкой в своих целях: "он такой", - "нет, он такой". Известный кинорежиссер-документалист, автор многих фильмов о митрополите Антонии Сурожском Валентина Ивановна Матвеева вспоминала о том как однажды владыка, ругая за опоздание на службу, сказал: "Ну, представьте, что апостолы опоздали бы на Тайную Вечерю!", и сказала, что все богословие владыки Антония заключается в возвращении к первообразу - вот это и есть настоящее чудо.
Круглый стол. Слева направо: Мелик-Пашаев, В.И. Матвеева, А.И, Шмаина-Великанова, О.А. Седакова, протод. Петр Скорер, прот. Сергий Овсянников.
Программу всех трех дней конференции можно взять здесь.
Будем надеяться, что, став первой, эта конференция не будет и последней, а станет ежегодной. Да поможет в этом Бог.
|