Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Димитрий
08 Сентября 2005

Вопрос:

Благословите, отец Димитрий!


Мой вопрос касается индиктиона. Как известно, начало церковного новолетия празднуется 1 (14) сентября, что и отражено в богослужениях этого дня. Хотелось бы узнать, какое влияние оказывает индиктион на годовой круг богослужения? Ведь отсчет седмиц зависит от подвижных праздников — Пасхи и Пятидесятницы.

отец Димитрий
08 Сентября 2005

Ответ:

Бог Вас да благословит, Димитрий!

 В общем-то, можно сказать, что Вы сами ответили на свой вопрос. Действительно, на годовой круг богослужений в большей степени зависит от Пасхи, которая является подвижным праздником, т. е. не имеет определенной даты празднования, а отмечается в различные дни (для вычисления Пасхи существует, как Вы, наверное, знаете, несколько условий). Поэтому Пасха является в этом вопросе доминирующим праздником (что логично и с богословской точки зрения). Праздник Пятидесятницы (Троицы) целиком зависит от даты пасхального торжества, поэтому здесь он является скорее не отправной точкой, а вспомогательной.


Из неподвижных праздников если и оказывает какое-то влияние на годовой круг богослужений, то как раз не церковное новолетие, а такие великие праздники, как, например, Рождество Христово, Богоявление (Крещение Господне), Воздвижение Креста Господня, так как есть особые службы в определенные дни седмицы (в современном языке — недели) до и после этих праздников. Есть и другие праздники с подобной спецификой, но никак ни новолетие (существует еще так называемая «сентябрьская преступка» — о ней можно почитать здесь, — но к новолетию она не имеет отношения). И это, в общем-то, понятно. Ведь если углубиться в историю, то можно найти тот факт, что не только 1-ое сентября было началом календарного года, но и 1-ое марта (в России — до 1363 г.).


Кроме того, что такое «индикт»? Это «налог», «наложение дани» (с лат.). В Римской империи каждые 15 лет устанавливались размеры налогов. И «начало индикта» в древности было началом периода времени в 15 лет, который принят христианским летосчислением со времени избавления Церкви Христовой от гонений при императоре Константине Великом в 312 г. Об этом можно прочитать, например, в «Литургике» архиеп. Аверкия (Таушева) или в статье о. Михаила Воробьева «Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг» (в скором времени она должна появиться на нашем сайте).


Так что, подытожим, годовой круг богослужений связан не с началом индикта, а в 1-ую очередь с праздником Пасхи.

С различными проблемами церковного календаря можно ознакомиться в новом разделе нашей Библиотеки, который так и называется Календарный вопрос.