отец Димитрий 21 Августа 2009 |
Ответ:
Дорогая Светлана!
Этот вопрос волнует многих, читавший Евангелие, и волнует, и искушает, и соблазняет. Попробуем разобраться.
Христос изгонял торгующих из Иерусалимского храма, не просто «когда-то», а в связи с иудейской Пасхой. Представим себе ту эпоху, те дни. Храм для почитателей Бога истинного был только один, и на самый великий праздник в Иерусалим пытались прийти все-все-все иудеи, со всех концов не только из Палестины, но и из многих уголков мира, так что к этому дню стекалось громадное количество паломников. И все они хотели и даже должны, обязаны были принести жертву. Каждый иудей старше 19 лет должен был платить храмовый налог, и этот налог полагалось платить не вобще какими-то деньгами, а только галилейскими или священными сиклями. Однако у паломников, особенно из других стран, была с собой, так сказать, «валюта» и далеко не всегда были нужные монеты. Поэтому во дворах Иерусалимского храма сидели меновщики денег, которые, увы, не просто меняли деньги, а брали комиссионные, причем достаточно большие, что приносило громадный доход менялам. Это и вызвало гнев Христа: не сам обмен денег, а нажива на том, что люди хотели принести жертву Богу, как следует.
Кроме того, там были еще торговцы жертвенными животными и птицами (быками, овцами, голубями), т. к. часто посещение Иерусалимского храма было связано с жертвоприношениями и паломникам было удобно приобрести жертву прямо на месте. В этом ничего не было бы плохого, если бы за проверку принесенной или приведенной, а не купленной в самом храме жертвы (а она должна была быть без какого-либо порока, изъяна) опять-таки не приходилось платить дополнительные деньги. Причем часто принесенная или приведенная жертва забраковывалась; разница же жертвы в цене вне храма и внутри его различалась порой раз в 20! И против этого грабежа, когда паломников по сути принуждали платить втридорого, выступал Христос.
Таким образом, Божий храм превращался в коммерческий магазин с большой наценкой, к которой принуждали молящихся. Уж не говоря о том, что масса скота во дворах Иерусалимского храма ревела, мычала, блеела, создавая жуткий шум; менялы и продавцы в голос спорили о ценах, о качестве монет, как на обычном рынке (причем вспомним, что такое «обычный рынок» на Востоке
). Из-за всего и после всего этого сосредоточиться на молитве было не так-то просто (вспомним, кстати, что купля-продажа происходила в так наз. дворе язычников, а уверовавшие в Бога истинного язычники только здесь и могли помолиться, дальше их не пускали).
А ведь на ненужность этого обилия жертв уже указывали ветхозаветные пророки. Вспомним и слова 50-го псалма царя-пророка Давида «жертва Богу дух сокрушен»; и слова Господни в Книге пророка Исайи: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжением овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев и козлов не хочу. Не носите больше даров тщетных»; и слова у пророка Иеремии: «отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении жертве»
Так что Своим поступком Иисус Христос напоминал и эти пророческие воззвания.
Теперь сравним с нашими храмами.
Ну, во-первых, у нас в храмах нет «пунктов обмена валют». Во-вторых, нет и жертвенных животных, которые могли бы шуметь. В-третьих, нет условий, что кто-то (некрещеные, например) не имеют права ходить дальше свечной или книжной лавки. Так что ЕСТЬ БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА между той ситуацией в Иерусалимском храме и то, что существует в наших храмах.
Впрочем, конечно же, можно и без быков и менял дойти до нечто сходного, если вести себя, как на рынке. Увы, такое случается, почему важна культура и тех, кто распространяет свечи, книги и проч., и тех, кто их преобретает. Но это уже вопрос ЧАСТНОГО ПОРЯДКА. Хотя, т. к. риск неделикатного поведения есть, ПРИ ВОЗМОЖНОСТИ стараются вынести всевозможные денежные отношения за пределы собственно храмового пространства (так, например, и в нашем храме), но это далеко не всегда возможно технически.
Так что важно всем помнить, что в храме главное молитва, а остальное (свечи, записки, проч.) лишь вспомогательные стредства, которыми надо не увлекаться, а заниматься деликатно и лучше вне богослужений. Тогда соблазнов проводить паралели будет гораздо меньше. И помоги нам всем в этом Бог.
|