отец Димитрий 07 Сентября 2009 |
Ответ:
Дорогая Лариса, я, кажется, Вам уже отвечал на вопросы по поводу подготовки к исповеди и возможности исповедаться в нашем храме. Сегодня я могу ответить также, как и тогда: для исповеди главное искренность, а я рад буду Вам помочь. И я Вас предупреждал, что лучше (а в отношении первой исповеди крайне необходимо), чтобы не было органичения по времени (соответственно, лучше вечером после службы, а не утром до Литургии).
Определенного правила именно к исповеди нет (как нет обязательнойнеобходимости говеть, не есть и не пить). Ошибочно им считают правило ко Причастию, потому что в 90% случаев эти два таинства сейчас связаны. Для первого раза я бы даже не рекомендовал их связывать, а сначала только поисповедаться, а в другой уже раз поисповедаться и причаститься.
«идешь исповедоваться когда тебя уже зажимает и нет сил нести свои грехи» такое мнение может оказаться не просто ошибочным, но и опасным. С одной стороны, да, правда: искренность покаяния может исходить из того, что тебя уже «зажимает», однако это хорошо, когда ты очень хорошо чувствуешь грех и «зажимает» он тебя сразу же, как пришел. Но в подавляющем большинстве случаев мы духовно «толстокожи» и «зажимает» нас уже тогда, когда надо кричать «караул!» А ведь всем известно, что болезнь легче вылечить на начальных стадиях, а не когда она как следует тебя поразила. Спросите у онкологов, когда они дадут хорошие шансы на поправку больному тому, кто пришел на ранних стадиях, или кто тянул до последнего? Так и в духовном плане: чем дольше тянешь, чем больше духовная инфекция поражает твой организм, тем сложнее ее лечить. В конце концов, человек может дойти до состояния, когда вроде как хочет освободиться от грехов («нет сил нести»), но но не может, нет покаяния. Я видел это. Страшное зрелище. Это как больной, у которого спрашивают, что конкретно болит, а он не может ответить или отвечает «все», потому что действительно метастазы уже по всему телу. И
и как тут лечить?.. Помните об этом
Что касается нашего храма, то у нас есть некоторая специфика. Т.к. храм находится на територии детского центра, то действуют правила, соответственные этому месту: территория охраняется и проход на нее через калитку, которая может закрываться автоматически магнитным замком. В период служб и исповеди она обычно открыта, но если она все-таки закрыта, то надо просто позвонить, нажав на кнопку на заборе, и охранник Вам откроет (делая обход, он может открыть не сразу, тогда надо звонить еще).
Что касается вопроса «должна или не должна просить простить за грехи», то я не могу на него ответить так, здесь: он слишком личный и выясняется не заочно, а непосредственно в личном контакте.
Общую исповедь древняя Церковь знала только в форме: человек выходил и перед всеми исповедовал свои грехи, что свидетельствовало о его искренности и о твердой решимости исправиться. В современной практике наоборот священник перечисляет всевозможные грехи, что может скорее свидетельствовать о стыде людей исповедовать грехи свои (в чем мне приходилось убеждаться неоднократно). Общую исповедь проводил св. прав. Иоанн Кронштадтский, т. к. исповедников собиралось порой несколько тысяч, но у него, как в древности, люди сами громко произносили свои грехи. Что называется, почувствуйте разницу.
Храни Господь, взаимно желаю Вам всех Божьих благ.
|