Света 11 Сентября 2009 |
Вопрос:
Здравствуйте, уважаемый отец Дмитрий! С параздником Вас!!! Я очень уважительно и почтительно отношусь к нашему послещднему царю Николаю и его семье, хотябы потому, что о его прославлении говорил сам Серафим Саровский (авторитет для меня не пререкаемый) Но у меня все равно вопрос, как относится к личности Григория Распутина и его отношений с царской семьёй? Ведь он явно не будучи праведником (насколько я знаю) помогал в болезне Алексею, а в провославии это не приветствуется?
|
отец Димитрий 14 Сентября 2009 |
Ответ:
Дорогая Света!
Правильно относться к святым с уважением, с почтением, как к авторитетным людям. Однако напоминаю, что «святой» это не значит «идеальный». Есть даже такие выражения: «пред Богом одежда праведника, как запачканная одежда» (ср. Библия, Книга Исайи) и «праведник согрешает 7 раз на дню» (ср. Библия, Книга Притчей). В полной мере Свят, безгрешен только один Бог, а людей мы называем святыми не потому что они стали абсолютно безгрешными, а потому что они максимально приложили свои усилия для того, чтобы приблизиться к Самой Сятости к Богу, возрастая в духе и стараясь следовать тому пути, который заповедал Гсподь. Соответственно, и святой может допускать ошибки. И такие случаи бывали, когда признанные святые высказывали ошибчные мнения, причем даже по вопросам, связанным с догматикой, однако они это делали не злонамеренно, а именно в виду человеческого несовершенства. А если еще вспомнить о том, что слова святых часто доходят до нас в пересказе тех или иных людей, которые могут быть духовно те такого высокого уровня, то в связи с этим возникает и вероятность искажения, неправильной интерпретации слов или действий того или иного святого (а то и просто приписывается то, чего не было).
Так или иначе, повторяю, святой тоже имеет право на ошибку, чем и можно объяснить близость царской семье Григория Распутина того Распутина, каким его обычно рисуют. Ведь царская семья прославлена не за прозорливость, не за догматическую строгость, а за нравственный христианский подвиг, за принятие мучений. А это может не исключать (но не значит: обязательно включать) и ошибочное отношение к людям (не прозорливцы же), и незнание догматических тонкостей (не богословы же), и такие слабости, как, напр., курение (не аскеты же).
Кроме того, человек «судится» на последний день своей жизни, к которому многие огрехи прежних лет могут быть исправлены в сердце.
Подобные смущения происходят чаще всего именно из-за того, что «святость» мы отождествляем с «идеальностью», а это неправильно. У каждого своя мера, и это надо понимать.
Помоги Господь понимать все, что необходимо.
|