Александр Б. / г. Москва 18 Сентября 2009 |
Вопрос:
Благословите, отец Димитрий.
С приближающимся Вас праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
Священное Писание предполагает, в первую очередь, бережное и благоговейное отношение к нему, в том числе к тому, о чем в нем повествуется. В Книге Судей, глава 4, стих 18, сказано:
«И вышла Иаиль на встречу Сисаре, и сказала ему: зайди господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром».
Затем (стих 19) Иаиль гостеприимно уважила просьбу Сисары: напоила его. Более того, не просто водой, о чем он ее попросил, а молоком. Но далее мы читаем о совсем иных действиях Иаили в отношении Сисары, очень напоминающих вероломство и садизм. Итак, стих 21:
«Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости, и умер».
Батюшка! Как нам, ныне живущим, следует относиться к изложенному в Священном Писании (!) поступку Иаили? Если это не хладнокровное вероломство, то что? Почему святые отцы включили эту ветхозаветную книгу, содержащую ТАКОЕ, в число канонических?
|
отец Димитрий 21 Сентября 2009 |
Ответ:
Бог да благословит, Александр, и Вас с праздником, с наступившим!
Для ответа на данный вопрос мне хочется вспомнить слова митр. Антония Сурожского, которые он сказал как раз по поводу сегодняшнего праздника:
«Сегодня мы празднуем рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась снова, как говорит Евангелие, не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие против самих себя, не против других для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию
»
Священное Писание это реальное отражение священной истории, а не елейное собрание благочестивых ее моментов. Священное Писание это очень часто повествование именно о грязи человеческой, о неприглядных действиях многих и многих людей, о их падениях, начиная с первого человека Адама; но это также и борьба человечества с собственной грязью, это и покаяние, это и восстания. Это реальность и как реальность а не сочинительство о ней, не некая «легенда», «мифология» она может и даже не должна стыдливо замалчиваться. Это реальность, а реальность человечества, увы, далеко не всегда красива и ароматна. Однако, говоря о стадиях человеческой жизни, Писание, имея подитогом евангельское благовестие, показывает к чему надо идти в конце концов. И если на какой-то стадии, например, великий пророк и Боговидей Моисей нечто полагал дозволительным, то не опирайся на это как на Божественную норму, а помни, что время было такое, что это было «по жестокосердию ВАШЕМУ». А то, что мы сейчас не восхваляем поступки Иаили, дочерей Лотовых, других, чьи поступки сейчас также сомнительны, об этом говорит тот факт, что этих имен нет в наших святцах мы не считаем их святыми.
Да и что такое каноническая книга? Это именно та книга, которая правдиво отражает Священную историю, а не та, которая только говорит о «хорошем» и о «хороших». Вот что я мог бы ответить на Ваш вопрос. Надеюсь, он поможет в чтении Священного Писания без ненужных соблазнов. Храни Бог.
|