отец Димитрий 21 Декабря 2009 |
Ответ: Дорогая Света, да, есть такое чудо явления Христа на богослужении. Однако, как ни странно, оно ценится достаточно мало по сравнению с распусканием вербы, мироточением икон, их обновлением и чем-либо другим чудесным, хотя гораздо важнее и мироточений, и обновлений, и распусканий, и даже снисхождения благодатного огня. Это чудо Евхаристии, когда Христос нам истинно является Своими Плотью и Кровью.
Однако это являение мы в своей массе ценим достаточно мало, а то и вовсе не ценим. Почему я так говорю? А посмотрим, как ведут себя в общем и целом люди, когда происходит, например, мироточение: начинают креститься, молиться и все взоры и мысли устремлены к чуду. Но посмотрим, как часто ведут себя люди во время Евхаристического канона и момента причастия: порой болтают, смотрят по сторонам, заняты чем-то (причем иногда и те, кто идет ко причастию). Могут даже сфотографировать или снять на видеокамеру священника с Чашей - ради "батюшки", которого потом могут показывать на фотографии, на видео, но не замечая, что на та же съемка запечатлела Христа...
И вот на поверку оказывается для нас в общей массе важней не то чудо, которое должно быть самым важным для христианина. Нас больше интересуют другие чудеса, а не это (так и вспоминается вопрос Христа, когда Он, "глубоко вздохнув", спросил: "для чего род сей требует знамения?"). Но ведь именно это чудо уникально, ведь именно оно сугубо христианское. Однако... однако мы относимся к нему, увы, не должным образом ... прости нас, Господи...
Что касается книги покойного отца Даниила Сысоева, то не могу сказать что-то о ней определенное, т.к. ее не читал и даже не просматривал. Да, меня бы тоже подобное название - "Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы всё-таки умерли..." - насторожило. Но при этом стОит помнить, что о.Даниил активно занимался миссионерской работой, а в ней порой встречаются достаточно пограничные, можно сказать даже, провокационные вещи, которые призваны встрепенуть человека, не оставить равнодушным. Насколько оправдано это в означенной книге - не знаю. Могу сказать только, что нередко миссионерские книги направлены на читателя вовне - не того, кто внутри Церкви, а кто вне Ее, поэтому миссионерский язык, как говорит о.Андрей Кураев, "заведомо язык профанный, нецерковный". Соответственно, и читать их человеку воцерковленному может быть неинтересно и не нужно (а то и даже... вредны): ему бы Евангелие и Святых Отцов осилить...
Покой, Господи, душу убиенного раба Твоего иерея Даниила, за него же мы молимся.
|