Сергей 09 Января 2010 |
Вопрос: Здравствуйте о. Димитрий. Меня давно мучает вопрос о молитве Божей Матери и святым. Скажите пожалуйста, мы все молимся Христу, но также молимся Божей Матери и различным святым. По евангельски ли это? Ведь у нас только один Бог - Пресвятая Троица, а мы вместо того, чтобы возносить молитвы единому Богу, молимся и Бгоматери и святым. А не лучше ли напрямую молиться нашему Отцу, без посредников. А ведь еще так бывает, например, случилось чего-нибудь неприятного в жизни у человека (болезнь какая-нибудь одолевает)и он бежит свечку ставить святому, в результате он получил от Бога исцеление, а он думает, что это святой Пантелеймон помог, а о Боге, настоящем виновнике исцеления и не помышляет. Тоесть он и не познал в этой ситуации своего Спасителя. Помогите разобраться в этом вопросе. Большое спасибо.
|
отец Димитрий 15 Января 2010 |
Ответ: Дорогой Сергий, действительно, интересный вопрос, связанный с распространенной ошибкой: будто мы молимся святым ВМЕСТО того, чтобы молиться Богу. В этом нас не только обвиняют, но и зачастую и некоторые из тех, кто признает себя православным, повторяют тоже самое. И это, действительно, не по-евангельски. Ведь Сам Христос дал нам замечательную молитву - "Отче наш". Однако ж... разве нормальные православные не молятся с завидным постоянством и этой молитвой, и другими молитвами Богу? Взять хотя бы то, что называют утренним и вечерним правилами, - те молитвы, которые предназначены для каждодневного употребления, чтобы понять, что православные совершенно не чураются молиться Богу напрямую. А богослужения? - В них большинство молитв адресованы Самому Богу, а не святым. Так что совершенно неправильно считать, что мы не молимся Богу напрямую, а только через неких посредников. Видимо, Вы никогда не открывали молитвослов и никогда не были на богослужении, если этот вопрос мучает. Либо открывали и были, но не вчитывались, не вслушивались.
Другой вопрос, почему, имея возможность молиться Богу, мы не можем молиться и святым? Если уж вспоминать Писание, то не забудем и о том, что и к последователям Христа обращались за помощью - как при Его земной жизни, так и после Его Вознесения (напр., Деян. 5:15). Так почему же мы, веря, что святые и после земной кончины живы, мы не можем также прибегать к их вспомоществованию? Не для того, чтобы они ВМЕСТО нас обратились к Богу, а для того, чтобы ВМЕСТЕ с нами.
Конечно, если человек "бегает свечки ставить", то за этим может стоять совсем даже не христианское, а суеверное отношение к духовному миру. Но если кто-то неправильно воспринимает, то стОит ли по нему равняться? Если кто-то, например, неправильно почитает икону, неправильно понимает, что это такое - иконопочитание, то разве правильно запрещать само иконопочитание? Надо не запрещать, а исправлять.
Бог - Виновник всякого добра, но как мы можем быть Его соучастниками в этом (мы же, в конце концов, молимся), так и святые. И не зазорно прибегать к помощи других, опрометчиво (и подчас горделиво) расчитывая на свои силы. "Помолись, у меня такая-то проблема", - можем мы попросить друга да и просто верующего человека. Точно также мы мы с такой же просьбой можем обратиться к святому, тем более, что знаем о его близости к Богу.
Так что и Бог исцеляет, и св. Пантелеимон помогает. и в этом нет противоречия.
Помоги Господь, чтобы и в Вашем сердце не было противоречия, а была православная вера.
|