отец Димитрий 27 Мая 2010 |
Ответ: Дорогая Татиана!
Вопрос простой и сложный. Простой - потому что всем понятно, что имеется в виду, и, в общем-то, напрашиваются и просты возможные варианты ответа: регулярность, выработка силы воли, самоконтроль...
Однако ведь легко сказать, но... но почему-то часто не получается.
Психологи говорят, что для выработки дисциплины в чем-либо важна мотивация, которая может стимулировать быть дисциплинированным. Какая может быть в данном случае мотивация?
- Нередко мотивацией служит боязнь наказаний - в веке сем или будущем. Действительно, человек, боясь, что Бог его или его близких как-то накажет болезнью, несчастиями, неблагополучием и даже смертью или несладко будет в вечности, старается не нарушать заповеди Божии, чтобы наказания не последовало.
Однако избежание наказаний в жизни будущей часто оказывается достаточной слабой мотивацией: "я" не видел эту жизнь вечную и кто знает, будет ли наказание, насколько оно серьезно и так уж ли оно вечно, а тут - соблазн удовольствия, какой-либо прибыли, которые передо мной находятся явным образом, только чтобы взять их, необходимо нарушить заповедь Божию, - эта жизнь оказывается гораздо реальнее, нежели жизнь вечная и, соответственно, вечные мучения.
Поэтому наказания, лишения в этой жизни оказываются более действенным аргументом. Но и такой аргументации оказывается маловато для эффективного следования заповедям, для дисциплинирования себя. Почему? Потому что и здесь возникают сомнение: действительно ли последует наказание? И человек склонен проверять "на зубок" реальность наказаний за нарушение заповеди. Нарушил - и смотрит: накажет его Бог или нет. Если наказания не последовало или было "приемлемым" (на которое готов согласиться: это как бизнесмены, готовые платить штрафы, потому что прибыль получают гораздо бОльшую), то нарушения заповедей становятся более серьезными. Если последовало и достаточно ощутимо, то человек боится нарушать. Боится. Но все же... хочет. И часто через какое-то время опять пытается проверить: а вдруг в этот раз "пронесет"?
Кроме того, возникают желания и попытки обойти заповеди, ВРОДЕ КАК не нарушая их. Или даже... купить: нарушил - пришел в церковь и "отстегнул" некую сумму "на храм" (разумеется, мЕньшую, нежели приобрел нечестным путем...), а дальше - иду и опять заключаю подобные же сделки. Или же "отмолить": сознательно нарушить, а потом (пока Бог не успел наказать) - бегом в церковь заказывать молебен или "каяться". "Каяться" пишу в кавычках, потому что на самом деле это не покаяние, а пародия на него.
...Так что страх перед воздаянием за нарушение заповедей дисциплинирует, конечно, но все-таки не очень-то эффективно. Да и, в конце концов, соблюдение заповедей если и будет, то не в результате желания, а, так сказать, вынужденным: не нарушаю, но не потому, что хочу не нарушать, а потому, что боюсь нарушить.
Что же может быть более эффективной мотивацией в дисциплинировании себя по заповедям Божиим (особенно, если говорить о Христе)?
- Думаю, что не открою тайну, если скажу, что такой мотивацией может быть только любовь. Если ты полюбишь заповедь Божию, то скорее даже не будешь бороться с нарушением ее в себе, потому что желание будет не нарушить ее, а соблюсти. "Поблажка"? - А зачем? если мне хочется не ее, не эту поблажку, а наоборот, хочется именно заповедь БОжию, безо всяких поблажек.
Так что, дорогая Татиана, постарайтесь полюбить заповеди Христовы (в конце концов, по-христиански они и звучат с призывом: "возлюби..."), тогда и легче (или даже: легко) будет им следовать. помги Господь!
(Прошу прощения, что долго не отвечал. но мне хотелось ответить вдумчиво, от души, а на это необходимо время.)
|