Виталий 16 Августа 2006 |
Вопрос:
Здравствуйте! Однажды, когда я шел из храма одна женщина дала мне икону Феодосия Кавказского, вид этой иконы меня сразу насторожил, уж больно она не похожа на обычные православные иконы. И я решил почитать о Феодосии в интернете нашел множество протеворечивых высказываний о нем и толком даже не понял, канонизирован ли он. Поэтому хочу узнать мнение православного священника по этому вопросу. Заранее благодарен.
|
отец Димитрий 17 Августа 2006 |
Ответ:
Здравствуйте, Виталий!
С иконками, которые раздают «одни женщины» или «одни мужчины» надо быть действительно очень осторожным, т. к. они бывают весьма странного происхождения, вида, подтекста etc. Так, не успел почить в Бозе всем известный старец отец Николай Гурьянов с острова Залита (Талабск), как мне принесли на освящение целый чемодан иконок с его изображением. Причем нарисовано (именнонарисовано) было ужасно. При всем моем уважении к о. Николаю, которого я знал лично, я ЭТО освящать не стал. Во-первых, икон не пишут, пока человек не канонизировать, т. е. официально не прославлен Церковью. Во-вторых, вспоминаю, как отказались освящать храм, который расписал Николай Рерих, потому что его исполнение было если и художественно, то не церковно. А сейчас сплошь и рядом рисуют старцев и стариц, прославленных и непрославленных, кто угодно и как угодно, и делают это безобразно.
Что касается непосредственно Феодосия Кавказского, то он прославлен как местночтимый святой одной епархии, где он и похоронен. Т.е. его почитание пока не распространено на всю Русскую Православную Церковь, а только на одну епархию. Но если и писать ему иконы даже в пределах одной епархии, то лучше все-таки придерживаясь каких-то норм и канонов, а не кое-как. Жизнеописание же его действительно весьма противоречиво. Это как о. Андрей Кураев писал в свое время о блаженной Матроне Московской: если принимать за правду все, что о ней пишут некоторые книжицы, то ее не прославлять (тогда только стоял вопрос о ее канонизации), а анафематствовать надо. В малой степени это же коснулось в 90-х гг. и прп. Серафима Вырицкого. Тоже самое в немалой степени касается и Феодосия Кавказского.
Так что я был бы очень аккуратен в этом вопросе. И я рад, что Вы это понимаете. Если бы побольше в Церкви было трезвомыслящих людей, то меньше было инсинуаций вокруг святых и лжесвятых. Вера это все-таки не отсутствия разума, не присутствие безумия, до чего, увы, порой доходит. Помоги Вам и всем нам Бог различать святость от ее подделки и при горячей вере иметь трезвую голову.
|