Татиана 07 Декабря 2006 |
Вопрос:
О. Дмитрий, доброго здоровья Вам! Благословите! Приятельница просила заказать за нее несколько сорокоустов. Я полагаю, что это коллективная молитва, т. к. частица за нее будет выниматься в нескольких храмах. Смущают слова проф. Осипова (как я помню), что Евхаристия -единый процесс, но служба в разных местах и подавать несколько сорокоустов не имеет смысла, все равно будет считаться как одно поминание. Как Вы думаете? Спасибо.
|
отец Димитрий 10 Декабря 2006 |
Ответ:
Бог да благословит, Татиана!
Я понимаю проф. Осипова. Увы, у нас часто подход получается в некотором роде сродни магическому, поэтому порой человек начинает гнаться за количеством: хорошо 5 сорокоустов в 5 монастырях или, «на худой конец», в приходских храмах, а еще лучше 10, а еще
и т.д. Начинается беготня по храмам и монастырям, словно на каких-то соревнованиях, вместо того, чтобы один раз помолиться, причем не просто «подать записочку» на сорокоуст, а самому поусердствовать в этом. Ведь что такое сорокоуст? Это 40 проскомидийных поминовений. В принципе, человек, сходивший на 40 Литургий и подававший каждый раз на проскомидию, совершает тот же сорокоуст. Я думаю, это было бы гораздо важнее вот таких «коллективных молитв».
Однако сделаю одну оговорку, дабы после моих рассуждений не впасть в другую крайность.
Другая же крайность может заключаться в том, что можно сказать так: Евхаристия единый процесс, поминание одно, а значит, зачем мне поминать в записке такого-то человека, если я знаю, что его поминает, например, моя подруга? И так, и не так. Поминание-то одно, однако поминателями этого человека могут быть и ты, и твоя подруга, друг, и еще кто-либо, а это важно, что каждый из вас о нем молиться.
Поэтому, возвращаясь к Вашему вопросу, я думаю, что больше пользы будет не от того, что человек количественно пытается растиражировать поминовения, а если он будет молиться и сам, и других просить о том же. А будет ли это сорокоуст или что-то еще это другой вопрос. В общем, важно не что, а как.
Помоги Господь.
|