отец Димитрий 05 Сентября 2011 |
Ответ: Дорогой Денис, вопрос сложный. И очень важный. Действительно, формально можно высказать/услышать известные и правильные вещи, можно с ними согласиться, но... но вот в том-то и дело, что, если честно заглянуть в себя, этогого мало: чего-то не хватает... Мне трудно обстоятельно ответить на этот вопрос заочно, не видя, не зная человека, потому что и "глаза-в-глаза" это сделать-то сложно, а заочно... Единственно могу сказать вот что.
Большинство людей, называющих себя верующими, увы, живут, не озадачивая себя подобными осознаниями. Не потому, что у них этого нет, а потому, что просто стараются этот вопрос не замечать, или потому, что варятся в околоцерковных суеверных представлениях о вере (я, разумеется, имею в виду веру христианскую). И то, что Вы уже этот вопрос задали, поставили перед самим собой, - считайте, что сделали достаточно большой шаг к его решению. Решить его может только Бог. Потому что подобное может даться Им только как дар, не иначе. Но чтобы Бог дал, необходимо именно не обходить этот вопрос стороной, а возжелать его решения, как истомившийся путник жаждет испить воды, без которой... без которой он просто погибнет. Одному святому Господь явил полноту веры лишь тогда, когда тот настолько истосковался по Богу, что готов был Ему сказать: "Господи, Ты не умолим!"
Для тех, кто приходит к Богу "от головы", это становится проблемой. Потому что голова мешает. Я не хочу сказать, что верующий человек должен быть бездумным, руководствоваться только чувствами. Я лишь говорю о том, что у данных людей мозговая деятельность занимает слишком большое место, припарируя веру аналитическим скальпелем. Кто-то скажет: "а что здесь плохого?" А плох не сам по себе разум (вера разумна и не противоречит логике), плоха, точнее - несовершенна наша голова, которая вмещает лишь частицу Разума.
Поэтому один из естественных советов: попытайтесь обуздать свои мыслительные операции. Не ради того, чтобы оглупеть, не ради "слепой веры", а ради - ради доверия Богу. С нашим аналитическим мышлением и багажом знаний по воде, аки по суху, не пойдешь. Пойти можно, только доверившись Богу. Подозреваю, что доверия Вам не хватает в принципе. Почему так - это уже другой вопрос. Но - не хвататет его наверняка. И этому надо учиться: доверять. Это следующее, что я могу посоветовать и что естественным образом вытекает из предыдущего. Доверять не только напрямую Богу (это даже, может быть, рано), но людям. Вспомним одно из замечательнейших, на мой взгляд, высказываний Ларошфуко: "не доверять друзьям позорнее, чем быть обманутыми ими". Это очень важная мысль. И вполне христианская. Увы, мы привыкаем дейстовать, мыслить обратным образом: лучше не буду доверять, чем буду обманутым, - и не понимаем, как много мы теряем таким образом. И вотношении христианской веры не в последнюю очередь.
Что касается сложности стояния "в массе народа", важно, чтобы этот самый народ, как бы много его не было и как бы не был он несовершенен, тобой не воспринимался именно "массой". Проблема здесь именно не в "массе", а именно в нас самих - мы смотрим на людей такими глазами, мы воспринимаем их таким образом. В конце концов, часто за этим стоИт элементарная нелюбовь к людям в принципе. А вспомним: как можно полюбить Бога, Которого не видел (=как можно ощутить Бога в своей душе), если не можешь полюбить того, кого видишь?.. И голова, кстати, здесь как раз может помочь: имея в помошниках Евангелие, можно не заставить себя увидеть в "массе" людей, но именно осознать их людьми, каждый из которых - образ Божий. Осознать, не придумывая их хорошими, а несмотря на все их несовершенства.
Что касается храмов, то совет таков: "ищите - и обрящете". Советую приглядется к небольшим храмам (и) тем, где есть исповедь по вечерам либо в какое-либо отдельно установленное время (не перед/во время Литургии): больше шансов найти не общий подход, а который, думаю, может быть по душе.
Еще бы я предупредил об одной опасности. Когда у человека в вере много "головы" и он чувствует, что она мешает и "так хочется ощутить в своей душе Бога", нередко он может рвануться в другой сторону - в "ошалелую безголовость", руководствуясь только эмоциями. Не стОит. Эмоциональных переживаний можно преобрести кучу. А вот найти Бога - нет. Здесь легко впасть в то, что в православной аскетике называется прелестью.
Но возвращаюсь к началу. Очень, очень важно само по себе осознание, что та вера, которая у меня есть, - это недостаточно. И важно, очень важно, чтобы этот вопрос не затмевался суетой жизни, чтобы он так же остро стоял. Если честно, искренне желать его разрешения и иметь терпение (это обязательно!), то он разрешится "сам собой". Но для этого необходимо и осознание той ответственности, на которую таким образом идешь: присутствие Бога - этот и суд: чем ближе Бог - тем резче видны несовершенства нашей жизни и тем острей будет стоять вопрос о исправлении.
Поэтому, желая близости к Богу, надо задать себе вопрос: а готов ли я к этой встрече?......
P.S. И прошу прощения за долгий неответ: есть вопросы, ответ на которые составляется за 3-5 минут, а есть те, на которые не только написание ответов, но и "созревание" к ним требует достаточно большого и свободного времени.
|