Владимир 01 Апреля 2007 |
Вопрос:
Благословите, отец Димитрий!
Прежде всего, большое спасибо Вам, за этот сайт и за то тепло, которое даете людям, отвечая на их вопросы! много православных сайтов просмотрел, но таких доходчивых и задушевных ответов поискать надо!
Да дарует Вам Господь здравие, и благословит на творение такого нужного дела!..
У меня 2 казалось бы простеньких вопроса:
1. Если можно внесите ясность, в отношении соблюдения поста. Если церковный день начинается вечером, а не утром, то почему перед причастием нельзя вкушать пищу после 12-ти ночи? и значит ли это, например, что суббота начинается в пятницу вечером, следовательно, что уже в это время можно вкушать пищу с растительным маслом, а вечером воскресения начинать домашние работы?
2. Является ли грехом готовка пищи в воскресные и праздничные дни? Очень сложно приготовить все накануне и не мыть посуду, особенно если в праздник придут гости?
Спаси Вас Господи!
|
отец Димитрий 02 Апреля 2007 |
Ответ:
Бог Вас да благословит, дорогой Владимир!
Спасибо за добрые слова в адрес нашего сайта. Они поддержка нам: если есть духовная польза, значит, стоило затеваться и стоит продолжать, а иначе зачем?
Касательно Ваших вопросов, которые простенькие лишь на первый взгляд.
1а. Продолжительность евхаристического поста (перед Причастием) величина не постоянная. Как так? можно спросить. Очень просто. Есть ранние Литургии, на которых причащаются часов в 7 с небольшим утра, т.е. с полуночи до момента причащения и проходит порядка семи часов. А в некоторых храмах за поздней Литургией причастие может начаться и к полудню, т. е. евхаристический пост в таком случае часов на 5 больше
Вообще же, исторически более правильный ориентир ранняя Литургия. В некоторых источниках так и указывается, что евхаристический пост составляет не менее 6 часов. Полночь взята за свою «рубежность» и удобство, т. к. это время сна. И ведь странно представить себе, что человек, отсчитав 6 часов от предполагаемой завтрашней Литургии, вместо духовной подготовки где-нибудь посреди ночи будет заниматься своим желудком. Дело ведь не в часах как таковых. Главное, чтобы пища не мешала подготовке ко Причастию. В древности христиане причащались после трапезы, так что еда (сама по себе) не препятствие. Однако практика показала, что грешный человек не мог себя держать так, чтобы пища все-таки не являлась ему помехой, поэтому со временем и установилось воздержание от пищи. Некоторые благоговейные христиане действительно воздерживаются от пищи уже с вечера, а не с полуночи, трапезничая последний раз перед вечерним богослужением. Это уже дело личного благочестия, однако надо помнить, что главное в подготовке к Евхаристии не в еде, а в духовном состоянии.
1б. Церковный (богослужебный) день действительно начинается с вечера. Вечерняя служба, которая так и называется «Вечерня», уже относится к следующему дню. Действительно, логично из этого задаться вопросом о начале и конца постного дня вечером, поэтому Вы не первый, кто мне подобный вопрос задает. Я допускаю, что вполне можно было бы поститься соразмеряясь с церковно-богослужебным днем. Однако в таком случае надо уж этого придерживаться железно. А то у многих из тех, кто пытался практиковать подобное пощение, больше оказывалось желание с вечера разговеться, чем начать поститься
Кроме того, это бывает просто сложно, так сказать технически: ведь начало такого поста может прийтись аккурат на середину ужина что тогда делать? Так что это просто неудобно. А если помнить, что еда в жизни христианина не самое главное (так, кажется, св. Амвросий Оптинский говорил примерно так: в пост лучше мясо съесть, только не человека), то
Стоит ли?..
2. Этот Ваш вопрос из области иудейства, которое упорно закрадывается в христианство. Ведь легче соблюсти обрядово-прикладную, формальную сторону, нежели духовную. Суть-то в чем? День, праздник Божий и проведи с Богом и со святыми, т.е. в церкви, в молитве, а что зачастую получается у нас? Иной декларирующий себя христианином в церковь ходить-то не ходит, дома тоже не молится (ну, если только поминает Бога) недосуг, а за великий грех почитает именно какую-нибудь работу в тот или иной большой церковный праздник. И вместо работы бездельничает, как-будто Богу это угодно! Так что Ваш вопрос касается как раз того, что ап. Павел выразил так: «буква убивает, а дух животворит» (2Кор. 3:6). Если Вы молитесь, ходите в храм, творите богоугодные дела, проявляя милосердие и любовь, то никакого греха нет, если сделаете что-либо необходимое на потребу еду ли, уборку. Кстати, в это время также можно молиться, что, в общем-то, святые и делали, сопрягая телесный труд с молитвой.
Помоги Вам Бог иметь правильное духовное устроение, а все остальное приложится.
|