Александр 01 Октября 2011 |
Вопрос: Благословите, Батюшка! Смотрю лекции профессора Богословия Московской Академии Осипова А.И. Они полностью меняют мировоззрение, многое неясное становится понятным, на себя самого начинаешь смотреть по-другому и исправлять себя. Хочется, чтобы каждый человек в какой-то горести не бежал сломя голову к тем, кто может чем-либо помочь ему, а увидел свои грехи, которые и привели к беде. А у нас многие Батюшки говорят: закажи молебен, приложись к иконе, читай такую-то молитву, чаще причащайся. Это все надо, но без должной подготовки к причащению после него можно заболеть и умереть даже. То же самое после "отчитки" может стать хуже. Или Батюшки семинарий не кончали, или преподают в них по-разному? Почему такие разногласия? Беспокоит то, что скатываемся к язычеству. Спаси Бог!
|
отец Димитрий 02 Октября 2011 |
Ответ: Дорогой Александр, удивительно, что при таком интересе к проф. Осипову, делаются нелогичные выводы. Оттого, что тот или иной священник советует помолиться в той или иной форме и пред той или иной иконой, мы в язычество совсем не скатываемся. И возможное различное преподавание в семинарии этому также не способствует.
Я не хочу здесь критиковать проф. Осипова, хотя бы потому, что не в этом суть в данном случае (впрочем, его богословская система взглядов и так достаточно подвергается критике), но все-таки не забывайте, что разговоров, даже правильных, еще мало, что своего понимания и своего "хочу" также оказывается недостаточным. Почему? - Потому что человек собственными усилиями и собственными желаниями, пусть благими и искренними, себя от греха не избавит. Не избавит - если Бог не поможет. А вот здесь и необходимо и молитва, и причащение.
Проф. Осипов может давать дельные советы, но почему их надо противопоставлять описанным советам священников? Одно другое может и должно дополнять: и личное понимание и желание, и прошение у Бога и помощь от Него. Не будет забывать, что говорить о Боге, пусть правильно и хорошо, - дело нехитрое. А вот молиться Ему, пребывать с Ним - гораздо сложнее. Так что крайности, как обычно две, об этом не надо забывать.
В этом плане что касается "заболеть и умереть даже" после причастия, то эта мысль с неменьшим успехом может привести к язычеству, как и формальное причащение. Но не будет забывать, что для первых христиан "почему-то" было естественным причащаться за каждой Литургией, а не несколько раз в году.
Еще меня беспокоит фраза "Хочется, чтобы каждый человек в какой-то горести не бежал сломя голову к тем, кто может чем-либо помочь ему, а увидел свои грехи, которые и привели к беде". Казалось бы, что в ней плохого? - Формально, ничего. Но для новоначального, каковым, судя по написанному, является автор вопроса, важно беспокоиться не о том, чтобы каждый увидел свои грехи, а чтобы самому-то для начала видеть свои и только свои. Иначе легко с благими намерениями пойти известно куда. Это - духовная практика, а не теория. Чтобы с благими намерениями не сесть в лужу, и необходимо молиться и причащаться (разумеется с дОлжной подготовкой)...
Мой совет: "поспешай медленно". И не стОит противопоставлять то, что противопоставлять совершенно не обязательно.
Бог да благословит и уразумит разумом духовным. Храни Господь.
|