РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)
По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.
Александра 10 Ноября 2011 |
Вопрос: Здравствуйте, батюшка. Извините, что так часто к вам обращаюсь, но...вопросов много, а другим батюшкам я задать их не могу. Пробовала не один раз, но общение не получается. Может быть, потому что привыкла с вами разбираться с интересующими меня вопросами. С ужасом думаю, что будет, если ваш сайт исчезнет по каким- либо причинам.Подскажите, пожалуйста, как правильно исповедоваться? Например, я каюсь в таком смертном грехе, как празднословие. Мне нужно раскрывать этот грех подробней? Ведь он много чего в себя включает...непристойные слова, суетная беседа, кощунственные слова, как нередко это бывает на языке молодых людей, бесчинные крики и т.д. Или, например, такой грех, как зависть. Я прочитала, что он так же включает в себя...нелюбовь, братоненавидение, недружелюбие и ненависть. Я никогда не завидовала. Это я могу с уверенностью и без страха сказать. Но вот насчет недружелюбия и ненависти- это было когда-то, в силу возраста. И еще смущает то, что включает в себя такой страшный грех, как убийство. Сюда же причисляют всякую рану, удар, нанесенный ближнему, пхание со гневом и толчки. Вот и не могу разобраться, как же правильно будет? Называть эти грехи одним словом, или, все-таки раскрывать их подробно? Мне страшно исповедоваться в убийстве, только потому, что я обижала младшего брата и гневалась на него. Помогите разобраться. Спасибо за ваше терпение.
|
отец Димитрий 10 Ноября 2011 |
Ответ: Добрый день, Александра.
Для покаяния важно... именно покаяние, а не рассказ о грехе. Поэтому все зависит именно от того, что нужно конкретному человеку для того, чтобы извлечь конкретный грех? Если покаяние, решимость измениться настолько сильно, что только и остается сказать: "каюсь, Господи", - то больше ничего и не надо, как только назвать грех. Если же есть чувство, что для покаяния мало грех только назвать, но и объяснить что-то более подробно, то стОит это сделать, стараясь все же не быть многословной. Однако все-таки не стОит воспроизводить какие-либо непристойности и кощунства - это в покаянии вряд ли поможет, а вот еще раз испачкаться - такое вполне может быть. Для покаяния не надо держать в памяти сами непристойности и кощунства, достаточно помнить, что они были в принципе.
Если какой-то грех в себе не понятен, - значит, возможно не пришло время для его покаяния, поэтому и не стОит зря его называть, якобы каясь. Впрочем, это можно сделать ради того, чтобы посоветоваться со священником, как от него избавиться.
Вообще, я не сторонник вычитывания грехов из каких-либо книжек: начитаться можно до того, что запутаешься и войдешь в смущение, а покаяния все равно не достигнешь. Более того, можешь вычитать грехи, которых и знать-то не знал, пока не прочитал, а теперь... нужно ли их узнавать, пачкаясь от знания тех грехов, которые, слава Богу, тебя и не касались?.. Покаяние в грехе должно рождаться из собственного сердца, а не от знания, пришедшее со стороны. Так мне думается.
Прежде чем дойти до покаяния в убийстве (если оно действительно могло иметь место), стОит сначала "просто" покаяться в том, что обижала и гневалась. Если в этом "малом" (нет малых и больших грехов) будет покаяние, то и в производном оно впоследствии найдется. Если же пытаться насиловать свою душу тем, что "говорят", то можно дойти до не весть чего.
Вразуми и помоги Господь.
|
|
|