Наталья 17 Ноября 2011 |
Вопрос: Здравствуйте, батюшка, дорогой отец Димитрий! У меня наверное сложный вопрос... О представлении в художественной литературе образов добра и зла, Бога и дьявола. В доме растет ребенок, дочка любит читать, и рано или поздно ей в руки попадут разные книги... К сожалению или счастью, но человечество выделяет признанных "гениев пера". В их числе Гёте и его "Фауст". И что делать, батюшка? С объяснением строк "часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла"? Или я сама что-то недопонимаю и все не так "страшно"? Читала-то давно... Была бы моя воля, кроме святоотеческого ничего не давала бы читать. Но воля - должна быть Божья. А моя - правильно воспитать. Батюшка, как уберечь, как объяснять такого рода всякие смысловые несостыковки? Ведь это уважаемое в веках литературное творение. А если взглянуть с другой стороны? Ведь не все (далеко не все), даже "нетленные" произведения должны быть руководством к осмыслению жизни для неокрепших в вере подростков...
|
отец Димитрий 18 Ноября 2011 |
Ответ: Дорогая Наталья, не давая читать, вряд ли убережешь, потому что, совершенно справедливо, не дома, так в школе, не в школе, так еще где-либо ребенок все равно столкнется с подобным изображением. И уберегать надо скорее тем, что уметь правильно подготовить ребенка и уметь ему правильно все объяснить. Ведь немало людей, читавших того же "Фауста", как были православными - так и остались.
Чтобы объяснить всякого рода "нестыковки", необходимо, чтобы ребенок тебе поверил. Если говорить елейным голосом известные нравоучения, но душа ребенка будет чувстовать фальшь, чувствовать, что ты сам чужд тем нравоучениям, о которых говоришь (м.б., не в данном конкретном эпизоде, но в другом), то не поверит тебе.
Но, конечно, всему свое время. Некоторые произведения неполезно читать именно в виду того, что ребенок не дорос, не окреп до необходимого правильного осмысления. Это как младенцу не дают твердую пищу, потому что не сможет ее переварить...
Вразуми и помоги Господь!
|