отец Димитрий 26 Сентября 2007 |
Ответ:
Здравствуйте, Сергий.
На Ваш вопрос можно ответить новозаветной фразой: «дух бодр, плоть же немощна». Другими словами, основной акцент ставится на духовном развитии, а не телесном. Так, можно быть телесно неимоверно слабым, физическим уродом, инвалидом и спастись, быть принятым в Царствие Небесное. А можно быть физически очень крепким, но погибнуть, пойти в геену огненную. Часто Бога не предавали не тот, кто был телесно крепок, а тот, кто был крепок духовно, причем испытывая ТЕЛЕСНЫЕ страдания, это нам показал и опыт новомучеников и исповедников Российских. Так что по-христиански приведенный Вами принцип должен скорее звучать так: с здоровым духом здорово и тело.
Однако это не означает гнушение телом это принципиально. Просто тело нужно постольку, поскольку оно не мешает душе, а лучше помогаети не отвлекает от духовных упражнений. Поэтому, если посмотрите на жития святых, то они скорее изнуряли тело («истончали»), усмиряли постом и молитвой, а не атлетическими упражнениями. И скорее физическая крепость, если надо, возникала именно не из-за какой-то телесной подпитки (еда, упражнения), а из-за духовного делания, которое тело вроде бы как раз не питало. Еще в Ветхом Завете есть история о трех отроках, которые постились ради Бога, но были физически развиты лучше тех, которых воспитывали в системе телесных упражнений. В православной аскетике помню, по крайней мере, один случай, когда один духоносный отец своих духовных чад приучил к строгому посту, но при этом они физически были также бодры, как и остальные, не постившиеся так строго.
Так что в Православии тело это постольку-поскольку, а главное это духовное развитие.
|