р.Б. Андрей 26 Октября 2007 |
Вопрос:
Благословите, батюшка!
Дабы не отнимать Ваше время, сразу к вопросам.
Читал о свастике в Ваших ответах и на каком-то из сайтов. Мой знакомый, воцерковлённый начитанный человек утверждает, что, если свастика по часовой стрелке, то это христианский символ. Насколько справедливо это утверждение?
И вот ещё какой вопрос. Как-то давно, когда я подходил к Святой Чаше, алтарник поправил меня мол, когда руки на груди скрещиваешь, правая сверху. А у меня сверху была левая не знаю, для меня так удобнее ложатся. Важно и обязательно ли это класть правую руку поверх левой или это церковное суеверие вроде передачи свечки левой рукой?
Спаси Вас Господи!
р.Б. Андрей
|
отец Димитрий 26 Октября 2007 |
Ответ:
Бог да благословит раба Божиего Андрея!
1. О свастике ничего принципиально нового сказать не могу, чем говорил ранее. Сейчас немало попыток «сдружить» язычество с христианством, восточные религии с христианством, нацизм с христианством. Отсюда и попытки найти какие-то общие точки соприкосновения. Я сталкивался с подобным у РНЕ, где одно крыло откровенно языческое, а другое заигрывает с христианством. Вот второе-то и пытается связать русский нацизм с христианством раз уж христианство в почете (пока). Так что я был бы очень осторожен с подобными параллелями, потому что за ними чаще всего стоит совсем не христианское веяние.
2. C руками перед Причащением это, конечно, традиция, которая, как чаще всего бывает в подобных случаях, имеет основанием, так сказать, «технический» момент: руки сейчас складываются ради того, чтобы их держать при себе (в том числе и не креститься), дабы не задеть не дай Бог Св. Чашу. С этой точки зрения, правильнее держать сверху левую руку, а не правую, чтобы левой рукой удержать правую и по привычке не попытаться сделать крестного знамения (у нас же нередко народ всю очередь к Чаше держит руки скрещенными, а в тот самый момент, когда их и надо удержать перед Чашей, крестится!). Так что алтарник все-таки, думаю, неправ был (надеюсь, Вы все-таки тогда причастились). Однако остерегитесь от дискуссий перед Чашей даже после моих слов не то место; лучше смиритесь, а если захотите выяснить, то сделайте это потом (и то не для самоутверждения, а ради правды).
Помоги Господь быть православным по духу.
P.S. Еще о свастике. Вот дополнительные данные, которые мне удалось разыскать.
Во-первых, само слово «свастика» санксритское, т. е. на древнеиндийском языке. Далее. На то, что свастика языческий символ, противостоящий (!) Кресту Христову, указывал патриарх (тогда еще митрополит) Сергий (Страгородский) в своем пасхальном послании 1942 г.: фашисты возымели «дерзость вместо креста Христова признать своим знаменем языческую свастику». Сам Гитлер «с сотоварищи» это тоже прекрасно понимал, поэтому для них свастика была именно противоположностью христианского креста. Об этих корнях прекрасно знали и Блаватская, и Штайнер, и другие лидеры теософии и антропософии. Да, свастика известна на Руси, НО в качестве декора, архитектурной композиции (напр., резьба на гуслях XIV-XV вв.), а не как символ Креста Господня. Зная об отнюдь не христианских корнях этого все-таки креста (а скорее даже антихристианских), стоит ли пытаться его приветствовать христианину??. (28 окт.)
P.P.S. И еще на всякий случай о руках. Мне могут возразить, что можно встретить мнение о том, что в древности к причастию подходили, держа правую руку на левой.
На это замечу. В глубокой древности могла быть такая традиция, НО подходившие принимали Тело Христово в свои руки, т. е. держали их на подходе к причащавшему священнику так, как держат сейчас, благословляясь. И если таким образом сложенные руки приложить к груди, то как раз получится, что левая окажется над правой.
Итак, как раньше, так и сейчас во главе практическое удобство: что-либо (тем более Тело Господне) удобнее брать правой рукой, а если какая-то рука и может проявить больше вольности, так опять-таки правая, ее-то и надо контролировать.
Так или иначе, вопрос сложения рук гораздо более третьестепенный по сравнению с тем, каким надо быть внутри, чтобы правильно подойти к Причастию «да не в суд или во осуждение». (7 ноября)
|