р. Б. Андрей 13 Ноября 2007 |
Вопрос:
В догонку вопрос совершенно другого характера. Какое значение имеет последствие греха? Я сегодня вспомнил эту, как бы точнее сказать, концепцию о прилоге, грехе и последствии греха. О словах Спасителя о повинности в грехе прелюбодеяния по блудному мечтанию
То есть, предположим, я представил себе, как завтра ударю человека (за опр. слова, поступки и т.п. не важно). И это уже грех. Я готовлюсь, но всё же раздумываю. Хотя этот план не выходит из головы, я жду другого случая и т.д. То есть ударять-то я его не ударяю, но всё же такую возможность допускаю и даже желаю её.
Выходит мне нужно каяться в этом грехе, хотя последствий его не было? Тогда какое же значение имеет последствие? Вроде как ударю и легче станет, всё равно в грехе раскаиваться.
Но в таком случае от моего греха пострадаю не только я, но и другой человек! И разве не важно это что я решился-таки на это, зная, что совершаю грех?
Очень хочу услышать Ваши рассуждения!
И прошу простить меня за такой провокационный тон, я специально спрямил и утрировал, чтобы быть лаконичнее
Спаси Господи!
|
отец Димитрий 18 Ноября 2007 |
Ответ:
Здесь немножко спутанны вещи, которые одного порядка, одного корня, но разных, так сказать, веточек; а также попутано, где ветка, а где корень.
Отсылка к словам Спасителя это, как я понимаю, Мф. 5:28: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею
». Исходя из этих слов, конечно, можно провести такую параллель с битьем человека и, конечно же, выводы какие-то получаются
м-м
удивительные: действительно, получается, каешься в том, что совершено не в действенном, так сказать, мире, а только в твоем сознании.
Эта странность и путаница выходит оттого, что фраза недочитывается: не «уже прелюбодействовал с нею», а «уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Спаситель указывает на важность того, что происходит внутри нас, на то, что мысли это наша реальная действительность, мы за них также повинны, как и за свои действия вовне. Однако не надо путать деяние и деяние в сердце своем они могут быть одного духа (кстати, и добрые тоже), но все-таки это разные «веточки» одного дерева. Поэтому есть все-таки разница между «каюсь за блуд с женщиной» и «за блуд с женщиной в сердце своем».
А так, если ударить можно раз уж в сердце своем ударил, то
то и прелюбодействовать можно с женщиной раз уж в сердце это произошло?..
Внутренний мир наш реален, но он все-таки несколько отличен от внешнего. Иначе бы за прелюбодеяние надо было бы судить не только того, кто мыслил, но и ту, с кем мыслил (а у человека, которого ударил мысленно, должна
вырасти шышка?..).
Поэтому да, в мыслях желать что-нибудь плохого уже грех, но это не абсолютно такой же грех, как сделать это что-то вовне.
Надеюсь, я ответил.
А провокационного тона я опять-таки не услышал. Действительно, было утрировано для ясности того, о чем хотел спросить, но
но разве провокационным тоном?
|