отец Димитрий 24 Ноября 2007 |
Ответ:
Дорогая Нина!
Как найти духовного руководителя вопрос не из легких (и кто-то, как я помню забавал уже подобный вопрос). У каждого это происходит по-разному: кто-то увидел и сразу понял это он, а кого-то в результате долгого поиска. Главное было бы желание и правильный ответ на вопрос: а зачем он мне?
Если с 1-м из главного все, вроде бы понятно: нет желание, так как найдешь? то со вторым сложнее. Ищут порой по моде, потому что «надо», «у всех есть», «в книжках написано». Ищут, чтобы было кому благословлять МЕНЯ и было кем защититься. Ищут иногда, чтобы снять с себя ответственность.
Но ведь важно, чтобы именно тебе именно он помогал духовно возрастать и избавляться от грехов. Если этого нет, то будь он хоть распрекрасным «вообще» толку будет мало. Поэтому человеку гордому полезно искать, чтобы его смиряли, а это часто может сделать тот, кого (условно) можно назвать строгим. Но это всё, конечно, схематично. Так, в двух словах, мне трудно сказать. Порой и очень многим руководитель необходим в принципе, дабы меня проявлялась (а лучше совсем непроявлялась) самость. И ведь часто легче побороть какой-то грех, потому что перед человеком (священником) стыдно. Если бы нам так реально было бы стыдно перед Богом, то и помошника, вероятно, не надо было бы, и от чревоугодия, и от ленности, и от многого другого быстро бы избавились.
Но, думаю, гораздо лучше меня, грешного, дает ответ на этот вопрос митрополит Антоний Сурожский посмотрите его «Ступени» в нашей «Библиотеке».
Что касается исповеди отдельно от причастия, то, безусловно, можно, я бы сказал, даже нужно, потому что исповедь неимоверно важна сама по себе, а так нередко получается, что, готовясь к Причастию, эта самоважность Таинства исповеди меньше ощущается, к сожалению, и полезно сконцентрироваться на ней самой ради нее самой. Может быть, тогда меньше было бы удивления: почему все исповедуюсь, но никак не исправляюсь? потому что, может быть, исправлений было бы больше.
Наоборот же причастие без исповеди, в принципе, это возможно: так ведь причащались в древности, но возможно ли это именно конкретному человеку большой вопрос, как мне кажется. Тем более, что подавляющее большинство священников такой практики не приемлют. Другой момент, что можно поисповедаться не в сам день, а накануне или даже за день за два до Причастия. Подобная практика существует, но, опять-таки, не везде. А во-вторых, я бы не ссоветовал это делать тем кто-то причащается и исповедуется редко.
Храни и Вас Господь. Простите, что не сразу смог ответить и, может быть, не очень внятно.
|