отец Димитрий 22 Декабря 2004 |
Ответ:
Слово «малодушый» в бытовом плане часто употребляют как синоним слову трусливый. То есть малодушный человек тот, кто труслив, слаб душою. Еще о таком говорят, что он «упавший духом». А что значит «упасть духом»? И я бы здесь обратил внимание на более точный и более объемный синоним на слово «тщедушный». Его можно опять-таки объяснить с помощью слова «трусливый». Но это не все. «Тщетный» это «суетный», «бесполезный». И в связи с этим можно сказать, что малодушный (= тщедушный) человек это тот, кто живет суетно, бесполезно, кто настолько привязан к земному, что не в силах от нее оторваться, чтобы воспарить к Богу, -
воистинну «упавший духом». Вот каково, мне кажется, значение этого понятия. Оно несколько отличается от обычного. Так, в этом понимании атеист, богохульник, какой бы он не обладал силой, храбростью, все равно малодушный. И если посмотреть на простую этимологию, то, действительно, малодушный человек это тот, в ком «мало души». А может ли быть ее «много» у безбожника или кощунника? С этим согласно и высказывание аввы Исаии: «Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не допускают ей видеть свет Божий».
Соответственно «сильный духом» антонимичен «слабому духом».
Дается ли это от рождения? В ответ предложу другой вопрос: Может ли быть дан тот или иной грех от рождения? Понятно, что нет. А молодушие грех? Грех. Вот Вам, Александр, и ответ.
В заключение предложу Вам средство от малодушия духовного лекаря аввы Евагрия: «Если впадешь в малодушие, молись. Молись же со страхом и трепетом, молись усердно, бодренно и трезвенно. Так подобает молиться тем более, что невидимые враги наши лукавы и неусыпны в кознодействии: они особенно тщатся препятствовать такому совершению молитвы».
|