Главная

Наши события

Новое на сайте


Разговор со священником

Фотогалерея

Библиотека

Нотный стан

Расписание богослужений


Наши святыни

Православный календарь

Просим ваших молитв

NEWРазрушенные храмы

«Мудрые мысли»


История храма

Центр Гелиос: Дорога к храму


Как нас найти?
(наши реквизиты)


Полезные ссылки

Поиск по сайту

Страница юриста

Информация для паломников


In English

En fraçnais






Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Разработка
“Интернет-Технологии»
Поддержка
Юрий Иванов
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ


РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)


По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.

Оксана
23 Июля 2012

Вопрос:
Здравствуйте, о.Димитрий. Постараюсь кратко сформулировать свой вопрос, который просто не дает мне покоя. Слышала, что есть наказание Божее, а есть кара Божья. После наказания человек еще может исправиться, а после кары уже нет. Значит кара – это смерть человека. Почему некоторым людям Господь дает шанс на покаяние в виде долгой жизни, а других забирает внезапно в молодом возрасте? Знаю, что глупо подобрано слово, по-мирски, но так будет понятнее: Где логика? Кто-то ведь проживает свою жизнь до старости и так и не приходит к Богу, кто-то перед самой смертью крестится и причащается. Почему же бывает, что Господь не дает такого шанса (долгой жизни) некоторым людям и забирает их внезапно в молодом возрасте? С одной стороны – Господь всеведущий знает конец всех людей, с другой стороны Господь не хочет влиять на решения человека. Получается, что даже зная о том, что человек не раскаится и умрет безбожником, позволяет ему жить до глубокой старости. Возможно другой человек, останься он вживых, потом бы раскаялся и все исправил, но шанса ему не дали. Почему так? Знаю, что скажете про Промысел Божий, но попробуйте все-таки объяснить. Иногда мне становится все понятно и я смиряюсь с мыслью о том, что это несправедливо. Но это бывает очень недолго. В основном, я мучаюсь от непонимания, постоянно размышляю, почему умерают близкие люди? Слышала, что вопрос нужно ставить не почему, а для чего. Но мой разум и сердце пока не могут ответить и на этот вопрос. И вторая часть: какова власть дъявола над человеком? Ведь без разрешения Бога, ни один волос не упадет с головы человека. На сколько же распространяется власть бесов и дъявола? Про помыслы и искушения понятно - либо человек их принимает, либо борется с ними. Может ли дъявол помогать в земной жизни? Приведу пример: у меня на работе очень сильно люди отличаются в социальном плане. Иногда бывает, что я начинаю роптать, завидовать и злиться, от того, что и стараюсь, и работаю максимально, а все «блага» уходят к подхалимам и лицемерам. А я не могу так себя вести, не могу через себя переступить, хотя и знаю, если буду такая же как все, скорее всего буду иметь тоже самое. Бывает, что тоже хочу наплевать и быть такой же, но останавливаюсь. Вот и хочу узнать, если человек принимает все условия дъявола (наплюй на всех, ты сам все можешь и т.д.), может ли дъявол так все устроить, чтобы человек в земной жизни, что называется, «как сыр в масле» или все таки Господь награждает за какие-то заслуги людей богатством. Знаю, что были и есть, таке люди у которых достаточно денег, но они для них ничего не значат. НО сейчас речь не о них, а о таких, которые служат золотому тельцу.

отец Димитрий
15 Августа 2012

Ответ:
Дорогая Оксана, "слышала" - это очень некорректно: слышать можно всё что угодно и с точностью до наоборот. Поэтому важен вопрос: кто и где сказал? Если "одна бабушка" (о.б.с.), то подобный источник неавторитетен и не следует на нем основываться. В данном случае я не вижу оснований различать наказание Божие от кары Божией - это слова-синонимы, как они обычно и употребляются в богословской литературе. Что касается дальнейших вопросов о промысле Божием, то наша проблема в том, что наше вИдение, наше знание, наше разумение весьма ограничены, а Бог видит-знает-разумеет всё и вся. В конце концов, мы даже эмпирически ограничены годами нашей личной жизни, поэтому не можем знать всей полноты, которая выходит за рамки нашего дыхания здесь, на земле. Но попробуем потеоритизировать. Когда умирает кто-то молодым, то это, думается, объяснить легче. Если наша жить - лишь подготовка к принятию жизни вечной, то жить временной жизнью обязательно долго не цель для христианина; это - средство. И если человек достиг определенного духовного уровня, то он уже может (не говорю: должен!) отойти к Богу, где "нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная". С другой стороны, если человек не оставил себе никаких шансов на исправление, но может только расточать еще большее зло внутри и вокруг себя, то, опять-таки, ему может (снова не говорю: должна!) прийти пора предстать на Божий суд. С преклонным возрастом сложнее. Если праведнику долголетие можно с земной точки зрения вменить в награду за его праведность, если за свое многие лета он может и многим помочь идти ко Христу, то, действительно, как же быть с грешником - с безбожником, с нечестивцем? Ну, положим, кто-то в преклонном возрасте обрел покаяние, но ведь есть и те, кто так в безбожии, в нечестии и умирали глубокими стариками - как же они? Во-первых, душа человеческая не открыта постороннему глазу и можно просто не знать, что человек покаяние все-таки в своей душе нашел. Во-вторых, дело может быть не в душе самого этого человека, а в какой-то необходимости. Ну, например, сам человек был грешником нераскаянным, но его сын/внук настолько смог приблизиться к Богу, что принес гораздо больше добра, чем его отец/дед зла. Мы видим только безбожника, который с хулой на устах скончал свои годы, но можем не успеть увидеть его внука, процветшего, как благая виноградная лоза. Да вспомним хотя бы, сколько сейчас в храмах богобоязненных потомков тех, кто в советское время Бога отрицал. Да вспомним, кстати, и родословие Иисуса Христа - родословие, которое включает не только праведников, но и грешников... Это лишь одна из возможных ситуаций. А сколько их может быть еще - не счесть... А если говорить о справедливости, то наша, человеческая, справедливость часто не совпадает с Божией. Вспомним, притчу о работниках в винограднике. Владелец винограда посчитал справедливым дать столько же работникам 11-го часа, сколько и тем, кто "вкалывал" весь день, а последнии справедливостью это не посчитали. Почему не посчитали? - Потому что сравнили себя с другими. Ну, не было бы работников 11-го часа - взяли бы свою плату без возмущений, но возмутились-то именно в сравнении: почему им столько же, сколько и нам... Пришли бы они сами в 11-м часу - не возмущались, а так... Вот и мы себя, своих близких извиняем больше, чем чужих. Вот человек живет не по-Божьи. Если чужой да еще нам и/или нашим близким сотворил зло, то скорее скажем: "что ж его Бог так долго терпит!" Если же это близкий, то скорее взмолимся: "Господи, потерпи! дай ему время опомниться!" Так что, кроме всего прочего, мы смотрим субъективно, а Бог - предельно объективно.

Власть же дьявола над человеком ограничена попущением Божием и нежеланием человека под эту власть подпадать. Поэтому помогать дьявол человеку может, но у человека есть выбор - принимать эту помощь или нет. Например, нужны деньги, а тут предлагают деньги неправедным путем (приписки к зарплате, взятка и т.п.). Соглашаешься - принимаешь помощь и идешь на грех, не соглашаешься - отвергаешь помощь и не пачкаешь себя. Последнее сложно делать, когда бес искушает завистью: чем "они" лучше меня, а у них..? или: почему "им" можно, а мне нет? Это все от того, что мы больше ценим блага земные, а не небесные: земные - вот они и так, ка кажется, необходимы, а небесные - где-то там, да и будут ли... В общем, каждый делает свой выбор и каждый за него расплачивается. Вспомним притчу о богаче и Лазаре: "сыр в масле" здесь, но геенна огненная там... Другое дело, что и Бог может дать человеку земные блага, если в этом есть какая-то необходимость и если человек это может понести или в этом еще какой-то Божий промысл. Вспомним здесь прп. Серафима Вырицкого, которому было дано много материальных благ, но которого они совсем не испортили и благодаря которым он мог помогать другим. В пику этому вспомним историю, как один рудокоп добывал немного золото и помогал бедным. Увидел это один христианин и подумал: а сколь больше добра он мог принести людям, если бы нашел золота больше! И стал молить о том Бога. Бог попустил рудокопу наткнуться на золотоносную жилу. И что же рудокоп? - Взыграла в нем жадность, и построил он большой дом за большим забором, а о нищих забыл совсем. Понял тогда молившийся, что Бог лучше знает, кому что и как надо, и попросил у Бога прощения за то, что возомнил, что знает, как кому и что лучше. И разорился рудокоп. Но его разорение привело к покаянию: он стал работать, как и прежде, и, как и прежде, стал раздавать милостыню... Так что что позволено или полезно одному - неполезно-непозволено другому.