Оксана 14 Августа 2012 |
Вопрос: Здравствуйте, о. Димитрий. Подскажите откуда взялась жена у Каина, если на тот момент на земле жили только три человека: Адам, Ева и Каин. Авеля уже не было, а Сифа еще не было. Также в Ветхом завете упоминается, что сыны Божии увидели дочерей человеческих, что это значит? И кто такие исполины, которые жили в те времена?
|
отец Димитрий 15 Августа 2012 |
Ответ: Дорогая Оксана, а на какой "тот момент"?
В Библии сказано, что после разговора с Богом "пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема". Но "пошел" и "поселился" это не сходить на соседнюю улицу и начать жить в построенном уже коттедже. Все это занимает достаточно долгое время. Просто мы, когда читаем Библию, воспринимаем многие действия, описанные в ней, сжато, чуть ли не одномоментно, а на самом деле, в одной фразе могут умещаться не несколько минут, часов, а годы и даже десятилетия.
Кроме того, Библия - это не книга по какой-нибудь демографии, в которой скрупулезно собрано всё и вся. Она говорит только о значимых людях и описывает только значимые события, потому что "если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг".
В данном случае значимыми для библейской истории, для всего человечества были три сына Адама и Евы - Каин, Авель и Сиф: Каин - как перворожденный человек, Авель - как первый убитый несправедливо (это в дальнейшем важно в связи с жертвой Христовой) и Сиф - как тот, от которого произошли все остальные значимые для человечества персоналии, а также и Сам Иисус Христос.
Но это не означает, что у Адама с Евой не было других детей, о чем и читаем далее: "родил он [Адам] сынов и дочерей" (Быт. 5:4). Очевидно, что при наличии только ближайших родственников потомки Адама и Евы первого колена вступали в супружескую связь со своими сестрами (братья) и братьями (сестры). Судя по библейскому тексту, ко времени братоубийства Авель и Каин были достаточно взрослыми людьми, поэтому вполне вероятно, что помимо двух братьев были еще и сестры. Вот на своей сестре Каин и женился (женитьба на племяннице - это другая известная версия - мне кажется менее вероятной).
Под "сынами Божиими" и "дочерьми человеческими" в данном месте подразумевают потомков Сифа и потомков Каина. Имеется в виду, что потомки благочествой ветви Адама соблазнились и стали вступать в брак с потомками Каина, которые, судя по всему, генетически сохранили нечестие своего предка. Это смешение повлекло за собой такой духовно-нравственный упадок человечества в целом, что это нечестие пришлось прекращать с помощью вселенского потопа.
Еще есть гипотеза, что под "сынами Божиими" надо разуметь ангелов, которые соблазнились вступать в интимную связь с людьми (см. у Филона Александрийского, Иосифа Флавия и в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев; сейчас подобное же есть у "свидетелей Иеговы"). Однако это предположение формально противоречит Мф. 22:30, где сказано, что в вечной жизни люди не живут в браке, НО "пребывают, как Ангелы Божии на небесах", т.е. подразумевается, что Ангелы живут безбрачно.
Что же касается "исполинов", то, видимо, это были потомки, родившиеся от смешанных браков между "сынами Божиими" и "дочерьми человеческими". Однако если под русское слово "исполин" можно трактовать как "могучий", "сильный", то еврейское (иврит) "нефелим" говорит скорее о разрушении и развращении, что еще раз указывает на то, что эти смешанные браки приводили к физической крепости, но и к духовной деградации человечества.
|