РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)
По техническим причинам вопросы пока не принимаются. Простите.
Оксана 13 Декабря 2012 |
Вопрос: Здравствуйте, о. Димитрий. Я хочу спросить Вас о тех людях, сердца которых ожесточает Бог. Например: для моего вразумления Господь посылает мне людей, которые причиняют мне обиды. Я иногда понимаю, что это для моего же блага, иногда раздражаюсь и даже не могу спать от обиды и злобы. Со мной вроде бы все понятно, нужно учиться смирению. Но как тогда эти люди, оскорбившие меня, как мне кажется, незаслуженно, будут отвечать на суде страшном? Может быть, они бы этого и не сделали, а Господь ожесточил сердце. А может быть и мое сердце Господь ожесточил по отношению к кому-то. Как это понять? И еще вопрос: мне многие говорят, что я не гибкая. Что я слишком требовательна к людям. Но вот не знаю, как относиться к поступкам многих, если они поступают непорядочно или намеренно делают гадости другим и потом даже не извиняются, а то и просто говорят - я даже не думал /не думала об этом. Для такого человека ничего страшного не произошло. Хочу сказать, что к себе я отношусь еще строже, по крайней мере, в тех вопросах, которые сама предъявляю другим людям и стараюсь вести себя так, как хотелось бы, чтобы ко мне относились. Для меня главное, чтобы по совести и по-честному. Иной раз думаю, может это я схожу с ума и мне нужно быть, как Все "не париться по поводу совести делать, как удобно мне"?
|
отец Димитрий 26 Февраля 2013 |
Ответ: Дорогая Оксана, я думаю, все-таки некорректно говорить нашим языком, что Бог ожесточает сердца тех или иных людей, потому что мы под такой фразой обычно понимаем активное действия: было мягким, а сделал жестким, - но Бог если "ожесточает", то скорее попускает человеку ожесточиться, раз он так этого хочет, раз у него тенденции к этому: это свободный выбор человека.
И Бог, действительно, попускать это может и потому, что, как ни странно, это может послужить во благо - другому человеку, который пройдет через горнило искушений, укрепляясь духовно.
Соответственно, Ваш дальнейший вопрос некорректен: Бог ни коим образом не провоцировал людей на зло, поэтому отвечать они будут за свои действия сами. Вспомним Евангелие: "невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят". "Невозможно не прийти" - и Бог попускает поэтому, но "горе тому" - поэтому будут отвечать за свои поступки.
Что касается 2-й части письма, то здесь явно встает вопрос любви. Это как - помните? - начальник должен быть строг, но справедлив. Без строгости, к сожалению, часто не обойтись - дисциплина необходима. Однако без любви, без сострадания к людям строгость идет рука об руку с жестокостью, бездушностью, причиняя людям незаслуженную боль.
Если Ваша требовательность не содружествует с любовью к тем, к кому Вы требовательны, то она не будет справедлива по-Божии. Ведь если и Бог судил бы нас справедливостью бездушною, без любви, то никто бы не имел шансов спастись. И только потому, что Его справедливость основана на Его любви к нам, мы еще имеем какие-то шансы.
|
|
|