отец Димитрий 18 Января 2008 |
Ответ:
Наверное, достаточно было ответить по-евангельски (раз уж вопрос по евангельскому тексту): сначала ответьте, почему мы тех, от кого мы произошли, преспокойно называем матерью и отцом, несмотря на тот же самый евангельский текст (Мф. 23:9), и поставить точку.
Однако полагаю, что подобный встречный вопрос может быть расценен как попытка уйти от ответа, поэтому скажу более подробно.
Действительно, довольно часто упрекают за такую форму ображения к священникам, однако ничуть не смущаются называть своего отца отцом. Ведь если никого так никого.
Мало того, как-то не слышно бурных возмущений, что в педагогическом (и не только) процессе кого-то называют учителями, наставниками, а ведь в той же фразе (8, 10 стихи) Христос запрещает и это. Почему?..
Меня снова тянет поставить здесь точку, посоветовав поразмыслить над сказанным, потому что мне кажется, что многим достаточно подумать над ВСЕМ этим, чтобы более или совсем спокойно относиться к обращению «отец», «батюшка» по отношению к священику. Поэтому предлагаю этой части читающих так и сделать (хотя бы на время), а для остальных продолжу.
Итак, с началом христианства почему-то обращение «отец» по отношению к родителю не исчезло. Как не была переиначена первая из заповедей о человеке, входящая в декалог: чти отца и мать. Мало того, сами же евангельские тексты ничтоже сумняшеся употребляют слово «отец» не только по отношению к Богу. Тот же евангелист Матфей употребляет слово «отец» (Мф. 4:21).
И это не только по отношению к родным. Апостол Иоанн не смущается братьев во Христе также называть не только детьми, но и отцами (1Ин. 2:1314). Тоже самое мы найдем и в Деяниях
Так что же это такое, неужели апостол Матфей сам себе противоречит? Неужели другие апостолы это указание игнорируют? Конечно, нет. Просто в отличии от нас, которые больше мыслят «по букве», предпочитали жить «по духу», как заповедовал Христос, и понимали духовный смысл этой фразы.
Речь идет не о самом несчастном слове «отец», а о духовном смысле, которое может быть вложено в него. Другими словами, это не запрещение кого-то именовать отцом, а запрещение ощущать кого-то ОТЦОМ, т. е. своей источником жизни, главным объектом поклонения. А это не редко случается. Ведь можно не называть кого-либо «отцом», но относиться именно так, причем вкладывая в это отношение то, что должно быть только присуще по отношению к Богу. Так, источником жизни, «отцом», может быть кумир актер, поп или рок-звезда и т.п. Я помню, как когда-то погиб известный певец Виктор Цой, и помню девочек, которые свое существование связывали только с ним и жизнь свою определяли ради него, ради памяти о нем. А сколько людей в подобных случаях кончали жизнь самоубийством, потому что их источник жизни, их «отец» оставил их?.. И где здесь место Богу настоящему Отцу? Его нет.
Вот в этом смысле ни к кому нельзя относиться как к отцу, как к наставнику, к учителю, ибо настоящий и первейший Отец, Наставник, Учитель Бог.
Если священника начинают боготворить, то тогда грешат против этой цитаты, даже если его будут называть не «отец Димитрий», а «иерей Димитрий». Кто-то сказал замечательную фразу, которую я часто повторяю: священник не должен заслонять собою Бога. Так вот если не заслоняет, то не противоречит словам Христа, а если заслоняет, то вот к таким отношениям и относится предупреждение Христово, называют ли священника отцом или нет. Но это касается не только священника, но и любого другого человека, который для тебя является авторитетом: любой человеческий авторитет должен быть относительным, абсолютен лишь авторитет Божий.
Желаю Вам, Сергий, и всем нам правильного понимания Писания, помоги нам Господь.
|